В 2008 году общая площадь терминально-складских помещений в Петербурге оценивалась в 6,3 млн кв. метров (+26,8% к 2003-му). Однако 11,3% из них - это мало приспособленные встроенные помещения, 42% складов относят к категории C. Они пригодны только для обеспечения внутригородских нужд. 46% - склады категории B.
Только часть из них с натяжкой может быть использована для логистического бизнеса. Современных складов класса А в городе всего около 700 тыс. кв. метров. При этом значительная часть занята сетевым ритейлом для собственных нужд.
Дефицит площадей ограничивает рынок аренды складских помещений международными экспедиторами. И сетевики вынуждены строить собственные терминалы. Потребность в них оценивается, как минимум, в 4 млн кв. метров. И удовлетворена она может быть не ранее 2015 года.
Самое существенное препятствие - ограниченная пропускная способность проезжей части в уже сложившихся промышленных зонах. Вторая проблема: по традиции, грузы накапливаются судовыми партиями на территории стивидорных компаний. Это забивает подъезды к морским причалам и ограничивает их пропускную способность. Вагоны и фуры с грузами нередко превращаются в `склады на колесах`, что увеличивает расходы перевозчиков.
Создание логистических деревень и `сухого порта` упирается также в неурегулированность землеотвода под складские помещения. В Генплане долго не выделяли под эти цели специальные территории. Нарисовать на карте их недолго. Сложнее представить комплексные решения с учетом развития транспортной сети и реальных цепочек движения грузов. Причем под этим углом зрения городские власти выходят за уровень своей компетенции, вторгаясь в сферу федеральных интересов. Ведь через Петербург значительные грузопотоки следуют транзитом.
В увеличении его объемов заинтересованы на общероссийском уровне. Соответственно, концепция развития терминально-складской инфраструктуры города должна быть состыкована с федеральными целевыми программами.
|