Что такое low-cost
Low-cost (`низкая цена`) - общепринятое определение авиакомпаний, предоставляющих пассажирам самые низкие тарифы на перелет. Иначе их часто именуют малобюджетными или дискаунтерами. Сегодня в мире их насчитывают до 500, а в Россию летают лишь чуть больше десятка. Однако в нашей стране есть свой такой перевозчик (Sky express), в течение 2 лет действующий вполне успешно.
Как правило, такие компании используют однотипные самолеты небольшой (до 150 человек) вместимости. В основном - воздушные суда типа `Боинг-737` и А-320. Однако низкая стоимость билетов никак не сказывается на безопасности: экономия достигается другими способами. В частности - за счет отсутствия собственной агент-ской сети, сведения к минимуму штатной численности персонала и простоя лайнеров в аэропортах.
Плюс-минус
Главный козырь дискаунтеров - цена на перелет. Она вдвое, а то и втрое ниже, чем у больших авиакомпаний. Из финского Тампере или латвийской Риги с их помощью можно добраться до немецкого Франкфурта всего за 70 евро (туда и обратно), из Берлина в Римини - за 60 евро, из Петербурга в Берлин или Дюссельдорф - за 150 евро, от Москвы до Барселоны - максимум за 200 евро. Что очень прельщает желающих существенно сэкономить: зачастую полет обходится дешевле, чем поездка в купейном вагоне поезда. А время на дорогу значительно сокращается.
Но есть и минусы. Во-первых, низкобюджетные авиакомпании используют электронные билеты. Поэтому купить их можно, как правило, только через Интернет, оплачивая приобретение кредитной картой уровня не ниже Visa classic или Master card.
Во-вторых, цена очень зависит от заблаговременности заказа: чем ближе к дате вылета, тем дороже. К тому же даже в один и тот же день она может значительно отличаться (до 2 раз). За изменение даты обязательно придется доплачивать (а иногда перенести ее и вовсе нельзя).
В-третьих, дискаунтеры нередко летают в удаленные аэропорты, что подразумевает дополнительные затраты пассажиров, чтобы до-браться до центра.
В-четвертых, сервисные услуги на борту лайнеров ограниченны (питание, напитки, газеты предо-ставляются за отдельную плату), а вес багажа строго лимитируется (не больше 15 кг). Однако все эти недостатки могут быть вполне
оправданны, если на одного человека экономия составляет $300-400. А если летит семья?
Кто так летает
Если за все платит спонсор или работодатель - большого смысла нуждаться в услугах дискаунтеров нет. В том случае, если вы летите с маленькими детьми и большим багажом (да еще лыжи или доска для серфинга) - тоже вряд ли подойдет. А вот легким на подъем, не обремененным тяжелыми чемоданами и сумками, желающим увидеть побольше - вполне. В Европе и других частях света (например, в Юго-Восточной Азии, где низкобюджетных аавиакомпаний много) этим видом транспорта в основном пользуются молодые люди, обучающиеся вдали от дома, и их бережливые сограждане, предпочитающие потратить сэкономленные деньги на модном курорте или в зарубежном бутике.
Есть варианты
Из Петербурга в Европу в настоящее время выполняют рейсы несколько низкобюджетных авиакомпаний. Однако выгодное географическое положение города позволяет его жителям пользоваться услугами и других дискаунтеров. Low-cost-операторы вовсю летают из соседних Финляндии, Эстонии и Латвии, поэтому ощутимую экономию приносят полеты из Хельсинки, Тампере, Таллина или Риги. Добраться до этих городов на автобусе или поезде (стоимость - от 15 евро) не проблема, а единственным препятствием может стать необходимость получения визы (лучше если она будет шенгенской).
Эстонская компания Estonian air, латвийская Air Baltic и фин-ская Blue1 предлагают весьма заманчивые тарифы. Air Baltic, к примеру, готова обеспечить перелет в берлинский аэропорт Тегель с остановкой в Риге по ценам, вполне сопоставимым с тарифами немецких дискаунтеров.
Прежде чем сделать окончательный выбор в пользу того или иного варианта, нужно четко просчитать все преимущества и недостатки каждого, ознакомившись с предложениями в Интернете и пообщавшись с теми, кто уже пользовался услугами low-cost авиаперевозчиков.
Российские дискаунтеры
Sky express летает из Москвы в 9 городов страны (в том числе и в Петербург), а еще 4 направления могут открыть в ближайшее время. Стоимость билетов на полет между двумя столицами, к примеру, начинается от 900 рублей.
Намерения создать полнопрофильную низкобюджетную авиакомпанию периодически декларируют и несколько других инвесторов (в том числе `Аэрофлот` и зарубежные бизнесмены), однако реально на всем просторе России пока действует только одна.
|