Сегодня у жителей Северо-Запада появляется все больше вариантов воспользоваться услугами Глобальной паутины при поездках за рубеж. Однако действительность нередко не соответствует тому, как ее представляют россияне, которые насмотрелись западных фильмов, где героям помогает отправиться в путешествие по свету компьютер.
В России система интернет-бронирования гостиничных номеров развита слабо. Она действует, как правило, у сетевых отелей. При этом оплата услуг клиентами - по прибытии в гостиницу. Такой вариант исключает скидки. Нередко интернет-сервис доступен только для юридических лиц. Если им пользуются турффирмы, ставшие постоянными заказчиками или дискаунтерами, то они могут получать скидки (о некоторых клиент даже и не догадывается!). Бонусы предусмотрены и для владельцев западных клубных карт.
Как отмечают эксперты, итоговый турпакет оказывается для россиянина на 30% дороже, чем аналогичный сервис в Европе. Поэтому те, кто хочет сэкономить, делают так: выехав первый раз за границу в одну из стран ЕС, в следующий раз заказывают турпакеты за рубежом. Правда, для этого потребуется открыть счет в западном банке и получить карту для `виртуальных` расчетов.
Электронные авиаперевозчики
Можно купить через Интернет билет на самолет. На Западе авиакомпании в ближайшие годы планируют полностью перейти на систему электронных билетов. Для этого готовят соответствующую международную конвенцию. Следом за воздушными перевозчиками готовы перестроиться европейские железнодорожники. Уже отрабатываются пилотные проекты на некоторых направлениях.
В Петербурге выбор авиакомпаний, где можно заказать собственно электронный билет на самолет, ограничен. Кроме того, даже если, к примеру, `Аэрофлот` объявил о старте подобного проекта, то это не значит, что на любой рейс можно попасть через Глобальную паутину: по электронным каналам `попадают` на борт далеко не на всех рейсах. Выбор определяется договором с одним из западных партнеров.
На внутренние рейсы распро-страняется интернет-бронирование. Иными словами, в итоге билет все равно будет выдан бумажный. Электронный билет - это код, который получает пассажир в качестве подтверждения оплаченной услуги. В некоторых случаях он будет востребован при регистрации в авиапорту, только если произойдет какой-то программный сбой. Просто пассажир увидит себя в списке авиакомпании на регистрации при посадке на борт. Достаточно предъявить паспорт.
Но так происходит только на Западе. В России Интернет чаще всего помогает в том, как и где купить дешевый билет. Для этого обращаются к посредникам-дискаунтерам. В их роли выступают электронные агентства, которые помогают организовать он-лайн-бронирование авиабилетов. Аналогичные услуги оказывают и некоторые туристические компании в Петербурге. Перечислять сайты не имеет смысла, потому что на практике часть из них периодически - в нерабочем состоянии.
Особый вариант - заказ авиабилетов через порталы западных авиакомпаний. Здесь сервис оказывается наиболее цивилизованным. Правда, для этого понадобится обзавестись своим счетом и карточкой в банке-партнере перевозчика. Например, у Lufthansa им выступает Ситибанк. Естественно, понадобится оплатить обслуживание кредитки. Ее владельцам обещаны и бонусы. Но их удается получить не всем. Некоторые авиакомпании предлагают ознакомиться с правилами он-лайн-бронирования на английском языке. Скажем, из информации на сайте KLM вытекает, что сервис в том виде, в каком его получают жители Европы, населению Северо-Запада недоступен.
Интернет-бронирование в России, как правило, не вызывает нареканий. Однако известны случаи с некоторыми дискаунтерами, когда в заявках, оплаченных через Глобальную паутину, менялась дата вылета, если заказанный рейс перевозчик переносил по техническим причинам, и об этом пассажир узнавал по прибытии в аэропорт. В США и ЕС подобные манипуляции расценивают как подделку заключенного договора перевозки. В России законодательство, увы, не регламентирует порядок обязательств, связанных с интернет-бронированием. Добиться возмещения ущерба в таком случае удается не всегда.
Самый надежный способ - это интернет-заказ бумажных авиабилетов с доставкой на дом. Но услуга эта - платная.
Мобильные железнодорожники
Что касается железнодорожников, то в ОАО `РЖД` организовали портал `Мобильный билет`. На нем можно сделать он-лайн заказ, через SMS получить пинкод для проведения внесения наличных через один из указанных платежных терминалов (за это, естественно, взимается комиссия). Затем на `мобильник` присылают штрихкод. Пассажир едет на вокзал, предъявляет штрихкод и свой паспорт у стойки регистрации, где ему выдают обычный бумажный билет.
Услуга на Северо-Западе действует только в Петербурге. С 20 марта железнодорожные билеты можно оплатить через электронный кошелек `Яндекс. Деньги`. Проект реализуется при участии компании MDS. Соответственно, за это тоже взимается комиссия.
Подведем итог: в России система интернет-бронирования в индустрии путешествий пока не помогает снизить расходы компаний на приобретение услуг, а часто, наоборот, даже увеличивает их стоимость. Потому что система продаж коренным образом не меняется, а обрастает компаниями-посредниками.
Бронирование по-русски
Многие российские сайты, предоставляющие услуги бронирования, позволяют лишь узнать расписание рейсов и примерные цены. Затем необходимо отправить заявку и свои данные, а реальное бронирование происходит при разговоре с оператором с последующей оплатой в офисе или курьеру.
Ресурсов, позволяющих произвести самостоятельное бронирование и почти самостоятельную оплату, всего несколько. Наиболее известные - avantix.ru, pososhok.ru и poezdka.ru. Он-лайн оплата происходит там по следующей схеме: заполняется авторизационная форма (SOF) и отправляется по факсу с копией карты и подписью. Деньги переводятся на счет агентства, затем курьер доставляет билет, который после сверки подписи отдает заказчику. Больше всех подошли к западным стандартам на e-tiket.ru, где введена система электронных платежей Assist, значительно упрощающая систему оплаты.
|