В последние годы не только китайские, но и российские дальневосточные турфирмы организуют весьма специфические 5-7-дневные поездки по Северо-Восточному Китаю (Маньчжурии): в 2003-2004 гг. они нарочито именовались `Сталинские места в Китае`, а с 2005 года их предлагают как обычные туры. Они особенно популярны в сентябре-октябре, и неспроста: 2 сентября 1945 года капитулировала Япония и завершилась Вторая мировая война. Этот день в Китае и многих других странах Азии отмечают как День Победы. А 1 октября 1949-го была провозглашена КНР.
Редкая достопримечательность
Да, в КНР, точнее в Маньчжурии, сохраняется сталинская атрибутика. А сами китайцы в памятные даты возлагают венки живых цветов к многочисленным памятникам советским воинам, которых и сегодня в Китае официально именуют освободителями Маньчжурии от японских оккупантов и их марионеток.
Китайские СМИ отмечали: `В год 50-летия со дня кончины Сталина (1953 г.) на северо-востоке страны возобновлены экскурсионные маршруты для ознакомления с редкими достопримечательностями и объектами. Такие маршруты приурочены и к 60-летию со времени капитуляции Японии и окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 г.)`.
Мнение вице-председателя комитета по развитию туризма автономного правительства провинции Хэйлунцзян (г. Харбин) Ли Мэйгуня в 2005 году более конкретно: `Не только древняя, но и новейшая, особенно послевоенная, история Китая вызывает большой интерес у иностранцев. Мы, в отличие от многих государств, не переписываем историю и не заменяем памятники, поэтому иностранцы лучше понимают Китай и часто повторяют свои поездки в нашу страну...`.
Хотя Сталин в Китае не был, но в КНР и в СССР издано около 10 его работ, посвященных Китаю 1920-1940 гг. Он и сегодня считается в КНР классиком коммунистической идеологии и практики, чему официально привержены эта страна и ее компартия. Портреты Сталина вывешивают в КНР к 1 Мая, 1 октября (день провозглашения КНР) и 7 ноября вместе с портретами Маркса, Энгельса, Ленина и Мао Цзэдуна.
Расположены сталинские объекты в Харбине, Чанчуне, Шэньяне, Гирине, Даляни (Дальнем) и Люйшуне (Порт-Артуре). Там же недавно отреставрированы памятники советским воинам, в том числе - на многочисленных воинских кладбищах. Среди упомянутых объектов - автомобилестроительный завод имени Сталина в Чанчуне (вблизи Харбина), построенный и подаренный Советским Союзом Китаю в первой половине 1950-х годов; заложенный в 1953-м Парк Сталина в Харбине, а также сталинские бюсты на многих станциях принадлежавшей СССР до 1952 года включительно Китайско-Восточной железной дороги (Забайкальск - Харбин - Гирин - Владивосток с ответвлением в Шэньян, Дальний и Порт-Артур). Упомянутые объекты включены в туры по Маньчжурии.
`Розовая магистраль`
По данным китайских и российских источников, в `сталинских` турах по северо-востоку Китая в 2003-2006 гг. побывало около 30 тыс. человек, из них почти 12 тыс. - россияне. Столь своеобразная ниша туризма в Китае приносит дополнительные, причем растущие, доходы. Так, по данным китайских источников, свыше трети иностранцев, побывавших за последние пять лет в харбинском Парке Сталина, весьма похожем на московский Парк имени Горького, и на близлежащей улице имени Сталина, - участники зарубежных антиглобалистских организаций.
По информации Харбинского сайта www.china-harbin.ru, `в центре Парка Сталина - памятник Победившим Наводнение в 1957 году. В восточной части этого парка - спортивный центр для пожилых людей и дворец молодежи. В западной час-
ти - ресторан, построенный в русском дореволюционном стиле, речная спортивная станция и речной клуб оригинальной конструкции: одна половина этого здания стоит на суше, другая - как бы нависает над водой. Особая достопримечательность парка - завершающаяся бюстом Сталина почти полуторакилометровая аллея роз, которая воспроизводит `розовую магистраль` на дачах Сталина - на озере Рица и под Сочи.
В парке много скульптурных композиций в духе советских скульптур периода расцвета социализма. В выходные и праздничные дни парк переполнен людьми, которые приводят сюда детей и прогуливаются в тени деревьев вдоль набережной Сунгари. В парке можно наблюдать репетиции духовых оркестров и других творческих коллективов города.
Если пройти сто метров на запад от памятника Победившим Наводнение, то можно найти 2-этажный дом, который является посадочной площадкой на фуникулер: его разноцветные кабинки доставят на противоположный берег реки - на Солнечный остров. Время работы фуникулера: 9.00-19.00, цена билета - 35 юаней в одну сторону, 60 - в обе стороны.
Как известно, Харбин - наиболее русский город в дальневосточном зарубежье. Но местные экскурсоводы рассказывают и о том, как создавали Парк имени Сталина в Харбине или китайский ЗИС в Чанчуне, как восстанавливали железную дорогу. Говорят они и о советско-китайской `великой дружбе`, а для туристов в этих местах звучит фонограмма песни `Сталин и Мао слушают нас`...
В рамках одного тура в Харбин, Далянь или Люйшунь средняя продолжительность пребывания интуристов в `сталинских` местах Маньчжурии составляет 5-6 часов. Если вы приехали самостоятельно или с семьей, с друзьями или к китайским друзьям, родственникам, то по парку и улице Сталина в Харбине, как по улице Сталина в Даляни, можно гулять, конечно, бесплатно.
Словом, Китай прямо и косвенно внушает уважение к Сталину и у иностранцев. А параллельно растет и туристическая популярность Поднебесной.
В 2007 году Китай посетило 3,86 млн российских граждан, что почти на 25% больше, чем в 2006-м. По данным Национального туристического офиса Китая, из общего числа российских туристов с коммерческими целями страну посетило 695 тыс. человек, а с целью отдыха - 920 тыс., что составляет 30% от всех россиян, въехавших на территорию Китая
|