Пока рынок автомототехники нельзя назвать развитым. Слишком узкой остается ниша платежеспособного спроса. Потому основная часть региональных продаж сконцентрирована в Петербурге.
С учетом специфики локальных секторов авторынка в Северо-Западном регионе основной оборот по-прежнему приходится на мотоциклы. Причем в основном покупают и продают подержанные машины, потому пока региональный рынок мало интересен дилерам, торгующим новой техникой.
Однако в городе на Неве ситуация в последние два года стала меняться. Ранее петербуржцы смотрели на владельцев мотоциклов как исключительно на байкеров: у кого-то такое хобби - гонять в свободное время по улицам на двухколесном `коне`. Сегодня мотоцикл для части владельцев становится, прежде всего, средством передвижения - или альтернативным автомашине, или дополнением к ней (когда дом в пригороде становится основным местом проживания, в гараже все чаще рядом с ним появляется мотоцикл: на нем ездят, например, в магазин, чтобы не уродовать машину на сельских трассах).
Причем нередко выбор склоняется в пользу четырехколесной модификации - квадроциклу. Как показывает статистика, темпы продаж новых квадроциклов опережают динамику реализации их двухколесных `родственников`. Тут свою лепту вносят также фермеры, которые воспринимают квадроцикл не как машину для путешествий по пересеченной местности, а как мини-трактор. Для этой цели он, кстати, тоже подходит.
По оценкам специалистов компании `Лаура`, самой востребованной маркой новых мотоциклов в Петербурге считается Yamaha. С этим согласны многие эксперты. Правда, в оценках доли рынка, которую занимает Yamaha, есть сильные расхождения: верхняя планка - половина от всех продаж новых мотоциклов.
Однако в компании `ВВС Моторс`, которая является официальным дилером Yamaha в Петербурге, доля продаж мотоциклов под этим брэндом в 2006 году была чуть больше четверти. Остальные доли распределялись примерно поровну между остальными тремя ведущими игроками: Honda, Suzuki и Kawasaki.
При этом отмечается отчетливое преимущество Honda: эту марку обычно ставят на второе место, хотя ее долю продаж эксперты оценивают по-разному - в диапазоне 20-35%. Мотоциклы Honda стали продавать в Петербурге через автосалоны одними из первых. Сейчас имеется, как минимум, пять точек продаж. Однако Honda, Suzuki и Kawasaki не имеют полноценных дилерских сетей.
Только торговые центры `ВВС Моторс` соответствуют всем требованиям производителей (продажа техники, аксессуаров и запчастей, предоставление сервиса, кредита и страхования под одной крышей). Их пока два. И в них продается только техника Yamaha (включая водные мотоциклы - аквабайки, скутеры, моторы для лодок и катера). Являясь монобрендовой компанией, `ВВС Моторс` предлагает всю гамму товаров, официально поставляемых Yamaha, и обеспечивает работу Riding Academy Top Gun - сертифицированного заведения, в котором занимаются обучением навыкам управления автомототехникой.
В 2006 году продажи техники Yamaha в `ВВС Моторс` выросли на 30%. На таком же уровне их рассчитывают сохранить и в 2007-м.
Однако мотоциклы дилерам обеспечивают лишь часть продаж. И реализация, например, дорогих аквабайков, квадроциклов - более рентабельный бизнес, не говоря уж о катерах. Но если катера - штучный товар, счет квадроциклов идет на десятки штук (по другим данным, их продают по 2-3 сотни в год), то реализация мотоциклов в Петербурге несравнимо выше - от 1,5 тыс. до 3,5 тыс. в год.
Столь существенное расхождение в статистике свидетельствует о том, что часть продаж автомототехники происходит, по-видимому, на не приспособленных для этого площадках как сопутствующий товар, а не через специализированные автомагазины.
|