В Россию пока больше ввозят иномарок, чем собирают их на внутреннем рынке. При этом на российских автозаводах, как правило, выпускают базовые автомобили массовых серий, а ввозят наиболее популярные у потребителей типы машин, хотя и достаточно дорогие.
В I полугодии 2007-го в Россию импортировано 681,6 тыс. легковых автомобилей (+57,78% по сравнению с аналогичным периодом 2006-го). По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в общей сумме ввезено машин на $9,1 млрд. При этом основная доля закупок - из стран дальнего зарубежья: 610 тыс. автомобилей (+57,5%). Сумма закупок, соответственно, $8,6 млрд.
При этом экспорт легковых автомобилей из РФ за тот же период практически не изменился: отправлено за рубеж 57,8 тыс. машин (+1,94%) на сумму $361 млн. Основным рынком сбыта все больше становится ближнее зарубежье. Экспорт отечественного автопрома в страны дальнего зарубежья сократился до 5,6 тыс. машин (-44,55%).
Полученные данные говорят о снижении темпов ввоза легковых машин из-за рубежа. Ведь по итогам первых четырех месяцев 2007-го, по отчетам Минпромэнерго РФ была зафиксирована рекордная динамика. По итогам пяти месяцев она снизилась до 60%. И процесс относительного торможения продолжается. Это может свидетельствовать о некотором насыщении этого сегмента авторынка в целом к концу 2007-го, чего нельзя сказать о секторе грузовиков и спецтехнике: последний в I полугодии продолжал только разогреваться. В Минпромэнерго РФ объяснили это оживлением инвестиционных процессов в российской экономике.
Любопытно, что темпы роста импорта машин и оборудования оказались ниже, чем в сегменте грузовиков и спецтехники, несмотря на предоставленные льготы на ввоз высокотехнологичной продукции для модернизации промышленных цехов. Это можно объяснить только активизацией дорожных и строительных организаций. Транспортно-логистический сектор, как ни странно, особого влияния на динамику закупок импортной техники не оказывает.
Динамика продаж иномарок в России фиксирует те же тенденции, но с поправками на сезонные колебания спроса в автоцентрах. Весной отмечен традиционный всплеск продаж. Причем он оказался выше, чем ожидалось. Благодаря этому в целом, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, за I половину 2007 года в России было продано 861,7 тыс. иномарок (+67% к аналогичному периоду 2006-го). Однако уже в июле темпы роста их продаж снизились до 54%.
В Петербурге, по данным автодилеров, наблюдаются аналогичные тенденции. Несколько выше среднестатистичной активность в некоторых зонах Северо-Запада: в Ленинградской, Мурманской, Новгородской областях и в Карелии.
Список лидеров самых продаваемых автомобилей иностранных марок в российских регионах в январе - июле остался прежним: на первом месте - Ford Focus, на втором - Renault Logan, на третьем - Chevrolet Lanos. Если же оценивать зарубежные брэнды в целом, то лидерство принадлежит Chevrolet, на втором месте - Ford, а на третьем - Toyota. Не слишком успешно идут дела у марок GM, за исключением машин Opel, продажи которых в 2007-м едва ли не утроились.
В целом по России продажи Citroen снизились на 5%, но в Петербурге они, наоборот, возросли. Зато на авторынках города на Неве отмечено снижение интереса к автомобилям Mazda, чего не скажешь, правда, об общей динамике продаж по РФ.
По данным агентства `Автостат`, доля иномарок, собранных на российских автозаводах, в 2007-м увеличилась до 34% от общего объема выпуска новых легковых автомобилей против 20% за аналогичный период 2006-го. В 2010-м иностранные брэнды могут занимать почти две трети от выпуска продукции российского автопрома.
2007 год может стать особенно урожайным на создание новых сборочных производств импортных машин. Скажем, в Hyundai и Mitsubishi планируют подписать соглашение с Минэкономразвития РФ до 15 сентября. При этом в Mitsubishi нацеливаются на строительство завода в Петербурге. Руководство Hyundai изучает потенциал около десятка площадок. Соглашение с Peugeot-Citroen о промсборке в министерстве уже подписано. Однако о месте размещения завода официального решения нет. Высока вероятность, что это будет все-таки Петербург.
В стадии переговоров - заявка на промсборку в РФ от китайской компании Great Wall. По прогнозам Минэкономразвития РФ, в середине сентября будет объявлено о 15 проектах. Это означает, что в 2007 году может быть подписано еще 5 соглашений о промсборке иномарок.
|