Если верить рейтингу, составленному международными туроператорами (представлены в докладе Travel & Tourism Competitiveness Report на недавнем World Economic Forum), по уровню развития услуг проката автомобилей Россия поставлена на 35-е место.
Это достаточно высокая оценка, потому что еще несколько лет назад подобный сервис у нас был едва ли не экзотическим. А теперь появились не только отечественные компании, которые его предоставляют, но и офисы основных мировых компаний соответствующего профиля. Правда, это касается прежде всего московского рынка.
Локализованная услуга
На Северо-Западе РФ услуга по предоставлению автомобиля без водителя локализована в Петербурге. Степень ее востребованности связана с объемами сетевых продаж новых машин и уровнем развития бизнес-туризма.
В первом случае от дилеров производители иномарок требуют среди прочих видов сопутствующего сервиса организовать прокат на замену автомобилей, которые куплены у них, но попали во время гарантийного срока в ремонт. Ведь в отдельных случаях он может растянуться на несколько месяцев из-за того, что на складе фирмы не окажется нужной запчасти.
Во втором случае - от владельцев отелей, которые претендуют на высокий класс, по международным стандартам такая услуга также требуется. Заметим, что ею пользуются, как правило, западные предприниматели.
В Москве есть еще две причины, которые стимулируют развитие проката: первая - в рекламных целях. Дорогие автомобили дают во временное пользование известным предпринимателям или `звездам` взамен их собственных машин, чтобы побудить их со временем обновить парк транспортных средств.
Вторая - условия страховки, когда, скажем, при угоне машины страховая компания обязана до момента выплаты денежной компенсации предоставить клиенту в пользование другой автомобиль. Все это стимулирует развитие рынка проката дорогих машин.
Аутсорсинг для оптимизации расходов
В Петербурге тоже есть подобные прецеденты. Но они пока не привели к появлению подобного сегмента рынка на нынешнем этапе, когда прокат из сопутствующей услуги постепенно начинает перерастать в самостоятельный бизнес.
По мере развития аутсорсинга сложились, соответственно, только два направления развития услуги: во временную аренду стали сдавать самые недорогие автомобили или те, что примыкают к нижней границе премиум-класса (наиболее распространенные марки в данном случае, по оценкам специалистов ЗАО `Трэвэл Рент`, - `Шкода`, `Пежо` или `Ситроен`).
Большинство автодилеров предпочитают сами оказывать прокатные услуги - так поступают, например, в ЗАО `Аксель-Моторс`, ООО `Фольксваген Центр Пулково`, ООО `АвтоЭксис`, ЗАО `Мультимоторс`, ООО `Элекс-Полюс` и в ООО `Карлайн`.
Однако в группе компаний `Рольф`, где в числе первых стали вводить услугу проката, отпустили свое прокатное подразделение, которое теперь насчитывает пару сотен автомобилей, в самостоятельное плавание.
Такое решение обосновывается, как минимум, двумя причинами: во-первых, совершенствование логистики поставок приводит к сокращению сроков гарантийного ремонта проданных машин. А значит, спрос на прокатные услуги среди покупателей салонов снижается. Во-вторых, у западных фирм - стойкая привычка по мере роста оборотов диверсифицировать бизнес.
Аналогично поступают и в некоторых филиалах западных компаний: вместо того чтобы обзаводиться собственным парком машин, там берут их напрокат. Аутсорсинг охватывает и некоторые российские компании, где велика доля курьерских услуг. В таком случае расходы на содержание курьерской машины могут оказаться больше, чем взятой напрокат. Дешевле ремонт, не надо платить лишних налогов. А самое главное: если машина попадает в автосервис, то на замену прокатная компания выделяет другой автомобиль. В результате удается избежать простоев.
У некоторых компаний, например, уже сложился круг из трех десятков корпоративных клиентов, что побуждает пополнить прокатный парк прокатных подразделений, в котором обычно использовали отечественные `лады`, еще и корейскими иномарками.
По данным ООО `Аларм-Рент`, в Петербурге в целом ежегодный рост объемов услуг проката оценивается в 20-30%. Иными словами, его темпы развития оказываются сопоставимыми с уровнем автомобилизации населения.
Новые направления
В последнее время растет спрос на прокат машин для путешествий. Владельцы машин не в восторге от такого использования автомобилей, потому что они изнашиваются гораздо быстрее от нещадной эксплуатации. Отечественные автомобили могут быть взяты напрокат в Петербурге, чтобы, например, съездить на пару дней в Москву. Получается дешевле, чем покупать билеты на поезд в купейном вагоне, если едут четверо.
Иномарки типа Ford Focus или Opel Astra арендуют для того, чтобы отправиться за границу. Чаще всего - в Скандинавские страны. Есть случаи, когда на машине отправляются на юг Европы - в Испанию или Италию.
|