Логистика в свое время сменила маркетинг. Теперь, как считают некоторые ученые, ее вытесняют системы управления цепями поставок, а другие ввели понятие `новая логистика`. Об этом дискутировали на семинаре `Логистика. Эффективные методики снижения затрат на производстве и в дистрибуции`
В группе профессора Уварова объяснили различия между этими терминами примерно так. Маркетинг учит производить товара столько, сколько можно продать, логистика - сколько возьмут на реализацию (сеть долгосрочных контрактов с дистрибуторами и дилерами). А управление цепями поставок (новая логистика) - то, что уже виртуально продано (система гарантированного сбыта по прямым договорам).
По сути, речь идет о новой форме аутсорсинга - комплексной услуге, помогающей распределить функции сквозного управления поставками между менеджерами предприятий и логистических компаний. На Западе производители товаров все чаще стали получать выделенный доступ к сети, в которую поступают все данные о движении товаров - от цехов к складам, прилавкам магазинов и расчетным узлам с покупателями.
Сколько реализуют товаров, столько его и будут производить. Это и называется сфокусировать, или `накрыть одним зонтиком`, всю цепочку поставок - от производства до транспортировки, складирования, сбыта.
Торговые брэнды
`съедают` производителей
Роль фокусировочной (логистической) компании могут взять на себя крупные оптовики. В таком случае торговые сети при каждом удобном случае скупают торговые марки поставщиков. Растет доля товаров, реализуемых под сетевым брэндом. На Западе она иногда доходит до 80% от всех розничных продаж.
В РФ конкуренция среди групп товаропроизводителей становится острее, чем соперничество между крупными торговыми сетями. Никого не удивляет, что уже появились линейки продуктов `Лента`, `Перекресток`, `Пятерочка`.
Западные торговые сети давно уже это делают. Вспомните, как в рекламных роликах по ТВ предлагают купить стол или шкаф от `ИКЕА` - их создавали малоизвестные дизайнеры и производители, но мебель продвигают от имени торговой сети.
Олигархи ощиплют дистрибуторов
Когда снабженческие цепи замыкаются на нужды крупного потребителя, то наиболее успешные логистические посредники со временем превращаются в его постоянных партнеров. На смену разветвленным и гибким цепям поставок приходят цепи компактные и жесткие. Образуется система прямых продаж, в которую втягиваются партнеры партнеров и поставщики поставщиков.
В результате такой интеграции у международной табачной компании RJR вместо 100 осталось 11 партнеров, а у британской нефтяной компании ВР - 60 официальных поставщиков, с которыми она заключает контракты.
Для сравнения: в ОАО `Газпром` ежегодно заключают в среднем по 26 тыс. договоров. Однако, по результатам исследований, проведенных компанией `Интегра`, при оптимальной структуре закупок `Газпрома` может остаться только 5-8 крупных партнеров (логистических аутсорсинговых компаний с суммарным оборотом поставок около $1 млрд в год или около 70% от всех заказов на поставки материалов и оборудования), а также около сотни мелких и средних. Если учесть, что газовики уже занялись консолидацией базы данных о своих поставщиках и меняют схемы управления закупками, то дальнейшие их реформы предсказуемы.
Представители Российской академии транспорта отмечают, что сейчас логистика в узком смысле слова становится синонимом снабжения, в широком - трактуется как глобальная система сбыта и управления всеми потоками поставок, включая информационные и финансовые. В сферу ее влияния втягиваются не только фирмы, но и регионы.
Если раньше региональные власти западных стран занимались планированием грузоперевозок, то теперь они создают инфраструктуру для продвижения товаров, снятия лишних административных барьеров на их пути. Вопросы транспортировки и складирования увязывают с каналами сбыта продукции национальных предприятий.
Куда податься посредникам
Отсюда следуют два вывода. Первый: комплексное управление цепями поставок поднимают на щит в основном группы крупных компаний. Это позволяет им решать разные задачи: оптимизировать издержки, стимулировать инновации или создавать новые рынки сбыта.
Для средних и малых компаний аналогичная задача сводится к принципу `одного зонтика`: менеджеру лучше не выжимать соки из каждого подразделения, а позаботиться об общих принципах развития фирмы, для чего выбрать нужный комплект инструментов (инновации плюс традиционные маркетинг и логистика). Это же позволит малому и среднему бизнесу эффективнее кооперироваться с крупными корпорациями.
Второй вывод: ожидается сокращение дистрибуторских компаний. Диверсификация бизнеса аутсайдеров приведет к появлению инновационных производств, расширению розничных сетей, а также к развитию складского и транспортно-логистического сервиса. Собственно, этот процесс уже идет в Москве и начинается в Петербурге. |