Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Принцип `одного зонтика` - ЭиВ N 41 (578)
ЛОГИСТИКА
Принцип `одного зонтика`
No. 41 (578) 31.10.2005
Андрей Лазарев
Логистика в свое время сменила маркетинг. Теперь, как считают некоторые ученые, ее вытесняют системы управления цепями поставок, а другие ввели понятие `новая логистика`. Об этом дискутировали на семинаре `Логистика. Эффективные методики снижения затрат на производстве и в дистрибуции`



В группе профессора Уварова объяснили различия между этими терминами примерно так. Маркетинг учит производить товара столько, сколько можно продать, логистика - сколько возьмут на реализацию (сеть долгосрочных контрактов с дистрибуторами и дилерами). А управление цепями поставок (новая логистика) - то, что уже виртуально продано (система гарантированного сбыта по прямым договорам).

По сути, речь идет о новой форме аутсорсинга - комплексной услуге, помогающей распределить функции сквозного управления поставками между менеджерами предприятий и логистических компаний. На Западе производители товаров все чаще стали получать выделенный доступ к сети, в которую поступают все данные о движении товаров - от цехов к складам, прилавкам магазинов и расчетным узлам с покупателями.

Сколько реализуют товаров, столько его и будут производить. Это и называется сфокусировать, или `накрыть одним зонтиком`, всю цепочку поставок - от производства до транспортировки, складирования, сбыта.



Торговые брэнды

`съедают` производителей

Роль фокусировочной (логистической) компании могут взять на себя крупные оптовики. В таком случае торговые сети при каждом удобном случае скупают торговые марки поставщиков. Растет доля товаров, реализуемых под сетевым брэндом. На Западе она иногда доходит до 80% от всех розничных продаж.

В РФ конкуренция среди групп товаропроизводителей становится острее, чем соперничество между крупными торговыми сетями. Никого не удивляет, что уже появились линейки продуктов `Лента`, `Перекресток`, `Пятерочка`.

Западные торговые сети давно уже это делают. Вспомните, как в рекламных роликах по ТВ предлагают купить стол или шкаф от `ИКЕА` - их создавали малоизвестные дизайнеры и производители, но мебель продвигают от имени торговой сети.



Олигархи ощиплют дистрибуторов

Когда снабженческие цепи замыкаются на нужды крупного потребителя, то наиболее успешные логистические посредники со временем превращаются в его постоянных партнеров. На смену разветвленным и гибким цепям поставок приходят цепи компактные и жесткие. Образуется система прямых продаж, в которую втягиваются партнеры партнеров и поставщики поставщиков.

В результате такой интеграции у международной табачной компании RJR вместо 100 осталось 11 партнеров, а у британской нефтяной компании ВР - 60 официальных поставщиков, с которыми она заключает контракты.

Для сравнения: в ОАО `Газпром` ежегодно заключают в среднем по 26 тыс. договоров. Однако, по результатам исследований, проведенных компанией `Интегра`, при оптимальной структуре закупок `Газпрома` может остаться только 5-8 крупных партнеров (логистических аутсорсинговых компаний с суммарным оборотом поставок около $1 млрд в год или около 70% от всех заказов на поставки материалов и оборудования), а также около сотни мелких и средних. Если учесть, что газовики уже занялись консолидацией базы данных о своих поставщиках и меняют схемы управления закупками, то дальнейшие их реформы предсказуемы.

Представители Российской академии транспорта отмечают, что сейчас логистика в узком смысле слова становится синонимом снабжения, в широком - трактуется как глобальная система сбыта и управления всеми потоками поставок, включая информационные и финансовые. В сферу ее влияния втягиваются не только фирмы, но и регионы.

Если раньше региональные власти западных стран занимались планированием грузоперевозок, то теперь они создают инфраструктуру для продвижения товаров, снятия лишних административных барьеров на их пути. Вопросы транспортировки и складирования увязывают с каналами сбыта продукции национальных предприятий.



Куда податься посредникам

Отсюда следуют два вывода. Первый: комплексное управление цепями поставок поднимают на щит в основном группы крупных компаний. Это позволяет им решать разные задачи: оптимизировать издержки, стимулировать инновации или создавать новые рынки сбыта.

Для средних и малых компаний аналогичная задача сводится к принципу `одного зонтика`: менеджеру лучше не выжимать соки из каждого подразделения, а позаботиться об общих принципах развития фирмы, для чего выбрать нужный комплект инструментов (инновации плюс традиционные маркетинг и логистика). Это же позволит малому и среднему бизнесу эффективнее кооперироваться с крупными корпорациями.

Второй вывод: ожидается сокращение дистрибуторских компаний. Диверсификация бизнеса аутсайдеров приведет к появлению инновационных производств, расширению розничных сетей, а также к развитию складского и транспортно-логистического сервиса. Собственно, этот процесс уже идет в Москве и начинается в Петербурге.
Другие материалы рубрики
ЛОГИСТИКА
06.11.06Бумажные барьеры фурам не объехать
06.11.06Грузовики будут взвешивать только один раз
06.11.06Броуновское движение по направлениям
08.08.05Тернистый путь к дистрибуции
08.08.05Логистику в России понимают по-разному
02.06.03Деньги любят счет
02.06.03Автоматизация учета перевозок
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru