Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Логистику в России понимают по-разному - ЭиВ N 29 (566)
ЛОГИСТИКА
Логистику в России понимают по-разному
No. 29 (566) 08.08.2005
Ольга ГОПКАЛО, аналитик `Дан энд Брэдстрит Норд`
В дискуссиях о логистике и степени ее развития на российском рынке часто приходится слышать две противоположные точки зрения: с одной стороны, логистика сводится всего лишь к транспортировке и складированию, а транспортный отдел - это уже и есть логистический отдел; с другой - понятие логистики понимают расширительно. Эта неопределенность влияет на то, каким образом организуется реализация логистических функций на предприятии, и, соответственно, на оценку уровня развития логистики и прогнозов ее развития в России



В зависимости от понимания логистики можно выделить две значимые группы: сторонники организационного, широкого понимания логистики - назовем их условно организаторами - и сторонники функционального подхода - назовем их функционалистами. Эти группы различны по своему составу и отношению к вопросам логистики и логистического аутсорсинга.



Организаторы

К числу организаторов относятся специалисты, которые не отрицают, что, например, транспортировка грузов и складирование являются составными элементами логистики, однако утверждают, что невозможно свести понятие логистики только к этим составляющим. Несмотря на то что подобное определение может показаться не совсем четким (с чем согласились и участники исследования), логистику следует понимать как более масштабный процесс, связанный с общей организацией бизнес-процессов.

Организаторы преобладают среди начальников отделов и специалистов, на должностях с определенной специализацией (по сравнению с должностями, обозначающими уровень полномочий, - менеджер, руководитель), а также в российских компаниях (две трети).

Организаторы считают логистический аутсорсинг дорогой услугой. Но они полагают, что в ближайшем будущем велика вероятность того, что аутсорсингом будет пользоваться более широкий круг компаний. Практически все организаторы признают эффективность логистического аутсорсинга (93,1%, по сравнению с 50% у функционалистов).

Однако, несмотря на это, организаторы более определенно, чем остальные участники, высказываются по поводу готовности российского рынка к логистическому аутсорсингу (доля затруднившихся ответить составляет 6,9%, по сравнению с 19,2% в целом по выборке). Их уровень компетентности в отношении использования логистического аутсорсинга равен среднему уровню по выборке, при этом общая оценка имеющегося в России опыта логистического аутсорсинга скорее негативная: доля несогласных с тем, что примеры успешного использования уже есть, составляет 10,3% вместо 5,8% в целом по выборке.



Функционалисты

В группу с условным названием `функционалисты` вошли те участники исследования, которые полагают, что именно отдельные направления, такие как транспортировка или складирование, и являются логистикой. Иными словами, логистика в таком случае представляет собой некое обобщенное понятие, которое без труда может быть заменено суммой его составных частей.

Функционалисты преобладают среди менеджеров и в равной степени распределены в российских и иностранных компаниях. Они значительно благосклоннее относятся к логистическому аутсорсингу: лишь 11,1% функционалистов считают его ненужной тратой денег, и 44,4% с этим не согласны.

Для сравнения: 44,8% организаторов считают его ненужной тратой денег. Так же, как и среди организаторов, около половины функционалистов считают логистический аутсорсинг перспективным, но слишком дорогим на данный момент. У них нет выраженного отрицательного мнения по поводу эффективности логистического аутсорсинга, но нет и ярко выраженного согласия с тем, что он эффективен: половина ответивших согласна с этим, и столько же затрудняются ответить.

По сравнению с организаторами, среди функционалистов значительно ниже доля тех, кто считает, что российский рынок еще не готов к логистическому аутсорсингу (27,8% против 41,4%), при этом доля тех, кто с этим не согласен, находится на том же уровне. В этой группе нет ярко выраженного отрицания перспектив аутсорсинга (половина считает, что через 2-3 года многие успешные компании будут им пользоваться), зато доля тех, кто считает, что логистический аутсорсинг уже сейчас успешно используется, значительно выше, чем среди организаторов: 55,6% вместо 27,6%.

В целом уровень компетентности одинаков у организаторов и функционалистов. Отношение к аутсорсингу и прогнозы относительно его востребованности в будущем обусловлены не имеющимися у них знаниями, примерами, а пониманием логистики и основанной на этом понимании оценкой общей ситуации на рынке.

Для тех, кто понимает логистику как набор операций `транспорт + склад`, вопрос о передаче на аутсорсинг общей организации логистики не встает, хотя передача отдельных операций внешним исполнителям представляется вполне логичной.

Однако в эффективности такого метода работы сами функционалисты не так уж и уверены. В то же время организаторы, которых среди российских компаний около двух третей, уверены в эффективности аутсорсинга логистики как организации бизнес-процессов, но считают, что рынок к этому не готов. Они придают большое значение логистике и осознают ее востребованность.

Организаторы в целом считают логистику более значимым фактором деловой жизни, чем функционалисты.

Распространять на всех представителей российского бизнеса полученные результаты было бы, конечно, неправомерно. Вместе с тем они вполне отражают сложившуюся в стране ситуацию. Всеобщее внимание к вопросам логистики - это не поверхностный интерес, однако единогласия в понимании этого термина нет.

Фактически профессионалы разделились на два лагеря в зависимости от того, считают ли они возможным свести логистику к таким элементам, как транспортно-экспедиторская деятельность, складские операции, таможенное оформление и т. д. Те, кто считает, что это невозможно, склонны более негативно оценивать современный уровень развития логистики в России, что вполне оправданно.

Действительно, число компаний, успешно предоставляющих те или иные услуги в рамках комплекса логистики (2PL или 3Pl-провайдеров), значительно превышает число провайдеров комплексного логистического сервиса. Если одних только транспортно-экспедиторских компаний в Петербурге около 400, то более широкий спектр услуг могут оказывать немногие операторы. К их числу относятся, например, `СТС Логистикс`, `Шенкер`, `Модуль` и другие компании, которые представлены в рейтинге.



Примечание

Многие логистические операторы представляют собой группы компаний. В таком случае в скобках указано то юридическое лицо, по данным которого выставлялся финансовый рейтинг.

Более подробно о рейтинге логистических компаний можно узнать на сайте www.open-register.ru.



различия в оценке логистики

`Организаторами`

и `Функционалистами`

Оценка `Организаторы` `Функционалисты`

(56%) (35%)

Аутсорсинг - 93,1% 50,0%

эффективен

Аутсорсинг - 44,8% 11,1%

ненужная трата

денег

Рынок не готов 41,4% 27,8%

к логистическому

аутсорсингу



Различия

между `организаторами` и `функционалистами`

в понимании логистики

Мнение `Организаторы` `Функционалисты`

Логистика - это просто Не согласны 100% Не согласны 72,2%

модное сегодня слово

Логистика - это эффективное Согласны 96,6% Согласны 72,2%

средство снижения издержек

На данном этапе развития рынка Не согласны 93,1% Не согласны 66,7%

логистика не очень важна



Компании, предоставляющие комплексное

логистическое обслуживание

Компания Финансовый

рейтинг

СТС Логистикс АА1

(рейтинг по консолидированному балансу)

`Мэрин Карго Терминал Петербург`, ЗАО CA3

`Шенкер`, ЗАО (Петербург) CC1

`Саутек`, ЗАО DB1

Группа WTN (`Внештрансавиа`, ЗАО) DB1

Модуль (`Модуль`, ООО) DC1

Русмарин (`Русмарин`, ООО) Нет данных

Русская Логистическая Служба Нет данных
Другие материалы рубрики
ЛОГИСТИКА
06.11.06Бумажные барьеры фурам не объехать
06.11.06Грузовики будут взвешивать только один раз
06.11.06Броуновское движение по направлениям
31.10.05Принцип `одного зонтика`
08.08.05Тернистый путь к дистрибуции
02.06.03Деньги любят счет
02.06.03Автоматизация учета перевозок
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru