На рынке радио и телевидения идет реструктуризация бизнеса, которая сопровождается внедрением новых технологий продвижения услуг и ротацией кадров
Радиокомментатор Ольга Андреева разослала в редакции СМИ письма, в которых рассказала о реорганизации ГТРК `Мурман`. После преобразования региональных гостелерадиокомпаний в филиалы ВГТРК в них грозят сокращениями штатов. Причем с минимальными издержками для владельцев компании. Под нож пошел ряд местных программ, в том числе аналитических и основанных на журналистских расследованиях.
Фактически местный новостной ряд уступает московскому эфиру. Альтернатива - надо покупать эфирное время. Но региональные предприятия не привыкли спонсировать аналитические передачи и предпочитают размещать свою рекламу в развлекательных блоках. Против этого протестует коллектив ГТРК `Мурман` и надеется найти поддержку у коллективов остальных региональных филиалов компании.
В аналогичном случае с ТРК Республики Хакасия в 2003 году мало кто встал на защиту прав местных журналистов, которых московское руководство принуждало заниматься только новостями и сократить до минимума выпуск творческих передач, что вело к сокращению сотрудников.
Однако теперь резонанс оказался громче: 22.02.2005 Союз журналистов РФ выразил протест против методов реорганизации ВГТРК `Россия`, которые могут оставить без работы свыше 10 тысяч работников. Но руководство ВГТРК опровергло все обвинения в сокращении местного вещания и массовых увольнениях.
Напомним, что на канале `Россия` местный эфир всегда встраивался в так называемые региональные окна. Доля выхода местной информации в федеральный эфир обычно невелика. Основной рекламный рынок - в Москве. Потому на содержание окон в столице традиционно смотрели как на недоходный, а то и вовсе убыточный бизнес. Его оптимизация назревала уже давно. И окна стали рассматривать как целевую площадку для сбыта продукции и услуг столичных холдингов в субъектах РФ.
Наименее болезненно реорганизация проходила в городе на Неве, где с 25.01.2005 дирекция ВГТРК `Санкт-Петербург` переименована в ГТРК `Санкт-Петербург`. Рыночные принципы формирования местных окон давно уже вошли в практику, как и продажа новостей для более эффективного использования эфирного времени.
Потому в ВГТРК и привели ГТРК `Санкт-Петербург` как пример для подражания другим филиалам. Безболезненно, по ее данным, проходят перемены и в редакциях ряда крупных промышленных центров РФ - Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. При этом руководство ВГТРК не стало напоминать, как сформировалась сеть из 86 филиалов: ведь федеральная компания до 1996 года приняла под свое крыло целый ряд региональных компаний, которые местные власти финансировать не могли.
И если в субъектах РФ желают вернуть свое влияние на региональные окна, то на это теперь придется раскошеливаться.
Как заметил один известный телеведущий, `телевидение не решает проблемы, оно их ставит`. Такой подход может привести к трансформации практически всех программ в своеобразные шоу. Кстати, пример `Пятого канала` показывает, что даже ответы губернатора на жалобы граждан несложно выстроить по схеме программы `Слабое звено`. В ней решено строить глав администраций районов Петербурга, с которыми
В. Матвиенко связывается во внерабочее время по мобильному телефону. Пока звучат замечания, но недалеко и до взысканий и до перевода на другую работу.
Если этот опыт понравится Президенту РФ, то кое-кому из губернаторов из-за разницы во временных поясах придется вскакивать по звонку `мобильника` и среди ночи - страна ведь огромная... А такое не исключено: ходят слухи, что `Пятый канал` готовят к передаче в федеральное ведение. Не случайно `Комсомольская правда` недавно намекнула, что `Пятый` хочет стать четвертым по значимости в РФ.
Это может случиться, например, после проведения конкурса на частоту телеканала ТВ-6. Как стало известно, совет директоров ТРК `Петербург` готов участвовать в конкурсе. Государственная Дума РФ 5 февраля приняла обращение к Президенту РФ с просьбой передать право вещания на шестом канале Петербургу. Эту затею поддержали Геннадий Селезнев, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов и министр регионального развития РФ Владимир Яковлев. Проблема в том, где взять средства для участия в конкурсе. В информационных агентствах называли сумму в $1 млн. В связи с этим стоит вспомнить историю с запросом депутата ЗС Петербурга Сергея Гуляева губернатору В. Матвиенко по поводу массированной рекламы `Пятого канала` на улицах города. По подсчетам С. Гуляева, ТРК могла сэкономить около $760 тыс.
Сопоставьте два этих факта, и станет понятно, что взнос в $1 млн для выхода на федеральный уровень вещания вполне преодолим для ТРК `Петербург` при соответствующей поддержке. О доходах ТРК `Петербург` можно судить по бизнес-планам, которые строит созданная в структуре компании дирекция по развитию. Предусматриваются ряд капиталоемких проектов, проведение тренингов для сотрудников и создание школы телемастерства с привлечением преподавателей со всей России, маркетинг средств развития телепроизводства и медиарынка. Наконец, оформление канала заказывала английская компания Еnglish &Pockett, которая выполняла работы для каналов ВВС, Eurosport, Deutsche Welle.
Результат ребрэндинга, по последним социологическим исследованиям, таков: `Пятый канал` жители Петербурга перестают воспринимать как городской и больше позиционируют как федеральный по содержанию. Такую перемену в сетке вещания вряд ли можно назвать случайной. Точно так же целенаправленным выглядит заигрывание `Пятого канала` с влиятельными газетными СМИ (совместные проекты с `Коммерсантом` и `Комсомольской правдой`).
Подготовка новых тайм-слотов связана с большими затратами. На `Пятом канале` это могут себе позволить: если верить `Комсомольской правде`, там в 2004 году доходы выросли более чем в 4,5 раза. Именно это и позволило финансировать проекты ребрэндинга. Логика развития подобной программы приведет к тому, что `Пятому каналу` скоро станет тесно на петербургском рынке. |