В последние десять лет печатные СМИ периодически `хоронят`: на интернет-сайтах выкладывают статистику, свидетельствующую о падении тиражей газет и журналов и снижении объемов рекламы, которые размещают в них. Однако при проверке каждый раз оказывается, что авторы, мягко говоря, манипулируют информацией.
Исследования компании PricewaterhouseCoopers, АКАР и ГИПП развенчивают целый ряд мифов. Во-первых, печатные СМИ пока не проигрывают медийным носителям. Только за последний год общемировой прирост тиражей платных газет оценивался в 2,6%. А динамика развития бесплатных изданий за последние годы еще выше - 20,2%. Этот сегмент рынка стал драйвером рынка.
Доля аудитории платных изданий на фоне роста медиарынка действительно немного снижается. Однако эти потери компенсируются за счет бесплатных изданий, которые приводят все новых читателей. В среднем каждый второй житель мира читает газеты. В РФ, к сожалению, этот показатель довольно низкий по сравнению с развитыми странами (10%).
Второй миф - о том, что Интернет медленно `убивает` газеты. Исследование показывает: интернет-агентства конкурируют между собой, а газеты - с другими печатными изданиями. Более того, все чаще `провода` объединяются с `принтом`: известны примеры, когда в рамках одного холдинга консолидируются медиаресурсы (радио, ТВ, интернет-сайты) с печатными изданиями. Они взаимно поддерживают друг друга.
На это уже обратили внимание разработчики программного обеспечения и предложили издателям продукты для создания интерактивных версий печатных СМИ.
Иными словами, печатное издание предстает перед читателем в двух вариантах (принт и он-лайн), каждый из которых по-своему привлекателен. В таком случае издатель продает рекламодателям не столько площади в газете, сколько свой бренд, который известен читателю. Это особенно эффективно для изданий в сегменте b2b. В результате аудитория газеты выходит далеко за рамки ее фактических тиражей.
Пока Интернет рассматривается издателями как вспомогательный ресурс. Попытки продаж электронных версий лишь незначительно расширяют базу подписчиков. Но интернет-бизнес, дополненный системой микроплатежей он-лайн, начинает приносить ощутимый доход. Но для этого в Глобальной паутине редакциям приходится создавать дополнительный контент, способный заинтересовать интернет-пользователя.
Мощный импульс для такого бизнеса дают современные средства связи (коммуникаторы, смарт-фоны нового поколения типа iPhone, сверхпортативные ноутбуки для выхода в Интернет), которые уже называют `листалками`. С их помощью пролистывают сетевые ресурсы, чтобы отыскать нужную информацию и графику.
В этом плане впереди идут в США, где аудитория веб-сайтов газет стремительно растет: 35% от всех опрошенных заявили, что стали благодаря этому в целом тратить больше времени на чтение газет. При этом каждый третий признался, что пролистывает как принт, так и он-лайн-версии периодических изданий.
В РФ ожидают аналогичный процесс. При этом, правда, заменителем Интернета для части аудитории становится FM-радио или ТВ, если эти медианосители подкрепляют друг друга в рамках одного холдинга. Подобный подход позволяет региональным изданиям выходить далеко за рамки своих территорий распространения.
Исследования также опровергают миф о снижении оборотов печатных СМИ в РФ: за 5 лет они в целом
удвоились. А инвестиции в принт увеличились почти вчетверо.
|