Петербургские мосты уже давно стали не только гордостью города, но и его узким местом. В 2000 году почти 70% заявок судоходных компаний на проход судов по Неве в удобное для них время оказались невыполненными
В навигацию этого года Нева должна ежесуточно пропускать до 50 крупных судов, идущих вверх и вниз по течению, причем в порядке одностороннего движения и максимум за 3-4 часа разводки.
Открытие международного транспортного коридора `Север - Юг` дополнительно диктует необходимость возведения на Неве новых мостов. Это задача большой важности и для России, и для города. Страна получает сквозное движение судов, в том числе иностранных, от Балтийского моря, из Европы, до Каспийского моря, государств Среднего Востока. Петербург должен упрочить свое положение крупного транзитного порта.
За чей счет - федеральный, муниципальный или совместный - должно идти строительство на Неве?
Петербург явно не потянет возведение нескольких мостов (тоннелей). Завершение строек растянется этак лет на 25 и практически сорвет эксплуатацию МТК `Север - Юг`. К тому же город вообще не обязан брать на себя расходы по проектам федерального значения.
Петербургский стиль незыблем
Однако у проблемы есть и другая сторона. Мост как транспортная структура должен быть предельно дешевым. Однако в Петербурге сложились определенные традиции мостостроения. Чтобы совпадать с гармонией северной столицы, мост должен иметь архитектурные излишества: узорные барельефы, мастерски выполненные литые решетки и фонарные столбы, гранитные подходы и лестницы, спускающиеся к реке, скульптуры, художественно оформленные площади перед мостами. Все это должен оплачивать муниципалитет, ибо все работает на город, его интересы, имидж и престиж.
Новые мосты должны быть низкосидящими, как бы стелющимися над водой. Высотки категорически не годятся: они заслонят вид на набережные, дворцы, уникальные здания. Мосты, таким образом, можно строить только разводные, причем безоговорочно большей пропускной способности.
И судам, и пешеходам
Стоит повнимательней приглядеться к мировому опыту мостостроения. Например, в Ньюкасле (Англия) был сдан в эксплуатацию в далеком 1876 году и действует поныне уникальный мост. Его поворотная часть опирается в центре на мощнейший бык, на котором расположено специальное устройство: оно способно поворачивать часть моста на 90 градусов и ставить ее вдоль реки, открывая таким образом двухстороннее движение судов.
Еще одним украшением Петербурга мог бы стать арочный мост, рассчитанный на пешеходов.
Гигантская подкова концами упирается в берега и уложена на бок на высоте 10-12 метров над водой, высоко над ней под углом в 180 градусов парит ажурная арка, связанная с подковой тонкими прочными тросами.
Арка приподнимает и поворачивает подкову вокруг оси ее оснований и в итоге превращает в ворота для прохода судов.
Так выглядит `Мост тысячелетия`, недавно введенный в строй в том же Ньюкасле - городе, являющемся кузницей английского мостостроения (на снимках). На наш взгляд, стоило бы пригласить архитектора Криза Уилкинсона в Петербург и попросить его приспособить свой проект для нашего города. Расположить арочный мост наиболее выгодно напротив Нахимовского училища. Затраты на него, естественно, не имеют никакого отношения к федеральному бюджету.
Аттракционы на мосту
А как добиться достаточно быстрой окупаемости капитальных вложений?
Первым делом надо признать необходимость платного проезда и прохода по новым мостам (кроме машин муниципальных служб). Стоит предусмотреть возведение при мостах ряда увеселительных и развлекательных объектов, проведение специализированных экскурсий, создание целого комплекса разнообразных коммерческих услуг. Возможность любоваться невской перспективой привлечет много гостей.
На платформах мостов вполне можно расположить лавки художников-портретистов и маринистов, магазинчики по продаже сувениров, отражающих тематику Невы, фотоателье с памятными фотографиями.
Арочный мост как важнейшая новая невская доминанта может быть к тому же снабжен выстроенной на платформе смотровой башней, откуда будет открываться незабываемый вид на Неву и дворцовый центр города.
Возведение новых мостов на Неве наряду с решением транспортных проблем при более широкой постановке целей строительства позволит ответить на многие запросы горожан и гостей Петербурга, удовлетворить их стремление к колоритному разнообразному насыщенному отдыху.
При умелом мониторинге, менеджменте и рекламе капитальные вложения муниципальных властей окупятся в течение 4-5 лет.
|