Конкурс был объявлен 16 августа. Комитет по транспорту администрации Петербурга выставил на него поначалу 48 лотов. Затем без объяснения причин семь из них с тендера сняли.
Как поговаривают, причина, возможно, в том, что таким образом создавались условия наибольшего благоприятствия для частных перевозчиков, чьи маршруты проходят рядом с изъятыми из конкурса.
По мнению перевозчиков, участвующих в тендере (а это практически все работающие сегодня в городе), никаких принципиальных изменений в маршрутной сети нет. Фактически в тендере участвуют уже существующие маршруты.
Основная борьба идет отнюдь не за лакомые маршруты. Каждый коммерсант защищает свою, уже сложившуюся, сеть.
Среди нововведений этого тендера - положение, касающееся срока службы автобусов, участвующих в конкурсе. Подвижной состав должен быть выпущен не позднее 2000 года и иметь не более 50 тыс. км пробега.
Правда, многие специалисты считают, что это требование противоречит само себе. Дело в том, что автобус, работающий в течение 2-2,5 лет, при нормальной эксплуатации проходит порядка 100 тыс. км. Чтобы соблюсти тендерное условие, машина должна была бы пробегать максимум 54-55 км в день. А это возможно только при двухчасовом рабочем дне. Ни одно транспортное предприятие не может позволить себе такую роскошь.
Впрочем, перевозчики и не выполняют это требование. Некоторые из них, например, приобрели большие городские автобусы зарубежного производства типа MAN или Scania. Они, разумеется, из разряда б/у. И покупали их в предыдущие годы, кстати, по настоятельным советам и просьбам Комитета по транспорту.
Теперь же получается, что они не могут участвовать в тендере. Исключение составляет, пожалуй, лишь `Балтик-Стар`, приобретший в этом году четыре новых автобуса Scania, выпущенных на петербургском заводе.
Зато и коммерсанты преподнесли чиновникам сюрприз. Некоторые из них предложили цену на своих маршрутах настолько низкую (например 5 руб.), да еще с обязательством держать ее целый год, что пришлось отложить подведение итогов. Специалисты транспортного комитета решили проверить, насколько обоснованны и реальны цифры перевозчиков.
Вообще-то говоря, претензий у перевозчиков к чиновникам накопилось немало. Однако самое сильное недовольство вызывают у них непродуманность и несбалансированность маршрутной сети, которую в очередной раз выставили на конкурс. Отсутствие четкой политики в части открытия новых маршрутов отрицательно сказывается на `мирном` характере конкуренции.
Наводить порядок в своей епархии петербургский Комитет по транспорту не торопится. А вот коллеги из Ленобласти взялись за реформирование системы управления общественным автобусным транспортом. Одна из основных задач - создать такую ситуацию, когда все перевозчики будут в равных условиях.
Среди разработчиков системы был автодорожный факультет Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. По словам заведующего кафедрой организации перевозок, управления и безопасности на автотранспорте Андрея Горева, система строится по принципу договорных отношений между заказчиком перевозок, в роли которого выступает администрация муниципального округа (в области финансирование перевозок находится в его ведении), самим перевозчиком и организатором перевозок.
В роли последнего - умирающий Леноблпассажиравтотранс, который будет заниматься планированием, управлением и контролем автобусных перевозок на территории всей области. Такая схема работы принята во многих европейских странах.
Самое же интересное, что при проведении тендера на маршруты отсутствует их разделение на социальные и коммерческие. Лоты формируются таким образом, чтобы в них входили маршруты с разным уровнем доходности. Например, предлагается `в одном флаконе` маршрут в садоводство и в отдаленную деревню. Понятно, что первый принесет прибыль, а второй, скорее всего, убыток.
При этом победитель, получивший определенные маршруты, имеет право открыть на этих же линиях коммерческие маршруты. Лимитировать его не намерены. Главное, чтобы перевозчик выполнял свои договорные обязательства, в частности по стабильности стоимости проезда, определенному количеству рейсов, типу подвижного состава и прочему.
Эта система будет введена уже с января будущего года в трех муниципальных образованиях области: Гатчине, Гатчинском и Приозерском районах. В Петербурге ничего похожего в ближайшем будущем не ожидается.
|