По прогнозу генерального директора `Ленметрогипротранса` Николая Кулагина, движение на разорванной Кировско-Выборгской линии петербургского метрополитена полностью будет восстановлено через год-полтора.
С момента аварии прошло семь лет, но истории, связанные с ней, до сих пор будоражат горожан. Вспоминают, что раньше подземный грунт аварийного участка метрополитена замораживали. Но это дорогостоящая операция, поэтому когда денег не стало, ее прекратили.
Действительно, в тоннеле между станциями метро `Лесная` и `Площадь Мужества` на глубине 90 м было сделано своего рода `эскимо` длиной 485 м и шириной 15 м. Оно было надежно заморожено в 1975 году. Затем в течение 19 лет эксплуатации велись наблюдения.
При первых тревожных симптомах метростроевцы начали просчитывать и разрабатывать разные варианты. Однако у отцов города не хватило смелости закрыть станцию на ремонт полностью. Да и федеральное правительство, в которое обращался мэр Петербурга А. Собчак, вместо денег давало одни обещания.
После аварии деньги пошли, хотя и нерегулярно. Место размыва затопили водой, чтобы прекратить осадки породы. В течение двух лет - 1996-1997 гг. - велись геологические изыскания.
Двенадцать организаций, в том числе и датские специалисты, рассмотрели два десятка вариантов.
По словам Н. Кулагина, выбранный вариант, по которому тоннель уведен под улицу Куйбышева в не тронутые авариями 1974 и 1995 г. грунты, оптимальный.
Строители получили возможность работать на глубине 45-47 м (вместо 90 м). Была взята на вооружение новая современная технология проходки с использованием проходческого щита `Виктория` и бетонитовой смеси. Город на Неве стал третьим после Казани и Москвы, испытавшим эту технологию. В декабре 2001 г. началась проходка. К нынешнему моменту пройдена половина длины одного из двух тоннелей.
Стройка имеет успех, если она не останавливается. Ликвидации размыва в этом отношении не повезло. Работы здесь прерывались неоднократно. Причины разные: отсутствие финансирования, проведение очередных экспертиз, наконец технические неполадки, такие как поломка щита.
Впрочем, метростроевцы утверждают, что ситуация - штатная. Щит вошел в зону валунов, которые и вывели из строя два его элемента. `Ныряльщики`-французы, которые были вызваны для обследования, работали в условиях давления в 5 атмосфер. В итоге был составлен график профилактических работ, а продолжится проходка в феврале. Окончание работ в районе размыва по-прежнему планируется в 2003 году (если не помешает Санта Барбара - покровительница подземных работ, как шутят французы), а ввод участка в эксплуатацию - в 2004 году.
Итальянская компания `Импреджило`, ведущая проходку и отвечающая за все работы, дает будущему тоннелю столетнюю гарантию.
Тем не менее Дмитрия Астафьева, заведующего кафедрой теоретической механики и строительных конструкций Петербургского университета путей сообщения, гложут сомнения в абсолютной надежности тоннеля. Например, его смущает то, что никто не знает, как поведет себя бетон, используемый в строительстве. Подобного опыта у строителей нет.
Смущает его и то, что прогнозируемая в проекте осадка составляет 18 мм. По российским же нормам максимально допустимая величина - 2 мм.
Впрочем, есть и еще одна проблема, которая беспокоит ученых. Это - отсутствие научного сопровождения проекта, на которое, кстати, должно отводиться 5-10% его общей стоимости.
P.S. Есть и другие версии относительно того, почему на участке размыва так долго ведутся работы. Говорят, это выгодно транспортным компаниям. Ведь никто не считал, какие доходы они имеют от перевозки пассажиров от одной станции метро к другой...
|