Петербургскому трамваю исполнилось 95 лет. На юбилейной пресс-конференции администрация города пообещала оказать содействие и выделить деньги забытому до сих пор электротранспорту
`Конка, догони цыпленка`
История появления трамвая в городе на Неве изобилует курьезами. Предшественником нынешнего трамвая была конка, которую из-за малой скорости (8 км/ч) горожане прозвали `конка - догони цыпленка`. Конка тем не менее оказалась делом довольно прибыльным. Владельцем ее было `Товарищество конножелезных дорог в Санкт-Петербурге` и Акционерное общество конножелезных дорог.
Они заключили договор с городской Думой о том, что без их согласия никто не имеет права организовывать на петербургских улицах массовую перевозку населения. Правда, власти оговорили себе право через 15 лет выкупить конножелезные дороги либо, если этого не произойдет, через 40 лет дороги перейдут в собственность города.
Однако когда власти попытались выкупить дороги, то получили отказ. Судебная тяжба тянулась 6 лет. В результате часть коночного хозяйства досталась городу, но за очень большие деньги. А вскоре подошел и срок безвозмездной передачи. Кстати, состояние имущества оказалось плачевным, поскольку в последнее время владельцы перестали вкладывать в него деньги.
Учитывая это, владение новым трамвайным предприятием Дума решила оставить за собой. Изобрел трамвай русский инженер Федор Пироцкий и в 1880 году на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка продемонстрировал свое изобретение. Однако первый трамвай пошел сначала в Киеве спустя 12 лет после этого события, а затем - в Петербурге, через 27 лет после показа: лобби владельцев конки оказалось слишком сильным.
Кстати, работы по прокладке 195 верст рельсовых путей, которые предусматривались проектом создания трамвая, Дума выставила на тендер. Был объявлен международный конкурс подрядчиков, по итогам которого договор заключили с американским электротехническим обществом `Вестингауз`.
Трамвайное движение открылось в Петербурге лишь в 1907 году. Первый маршрут проходил от Александровского сада (ныне Адмиралтейская площадь) до угла Большого проспекта В. О. и 8-й линии. Спустя год маршрутов стало 9, а к 1917 году - 23. В 1923 году впервые было введено расписание движения на маршрутах. Чуть позднее, для того чтобы вагоновожатые могли точно ориентироваться во времени, вдоль всей маршрутной сети установили электрические часы - 193 табло.
В 1927 году на `Красном путиловце` (Кировский завод) были разработаны новые отечественные вагоны, получившие названия МС и ПС - моторный стальной и прицепной стальной. За 5 лет было выпущено более тысячи таких вагонов, которые сняли с эксплуатации только в 1970 году.
Трамвай и троллейбус полюбили
Сегодня по улицам Петербурга ходит 1,3 тыс. вагонов, которые ежедневно перевозят 1,5 млн человек. В городе работает 9 трамвайных парков и один трамвайно-троллейбусный. До недавнего времени новые трамваи не приобретались. Обновление подвижного состава достигалось лишь за счет ремонта вагонов.
В бюджете нынешнего года на нужды Горэлектротранса выделено 506 млн руб., получит же предприятие в общей сложности более 1 млрд руб. Покрытие расходов собственными доходами, по словам генерального директора предприятия Дмитрия Григорьева, здесь составляет 46%.
В будущем году в городском бюджете предполагается выделить 1 млрд 79 млн руб. Однако, по словам вице-губернатора Петербурга Константина Кондакова, курирующего транспорт, связь и спорт, реально финансирование Горэлектротранса будет увеличено вдвое.
За три оставшихся месяца 2002 года решено приобрести 15 новых вагонов, часть из которых будет даже оснащена современной асинхронной системой управления. А за 2002-2003 гг. город закупит и модернизирует в общей сложности 63 трамвайных вагона и 25 троллейбусов. Кроме того, по адресной программе капиталовложений из бюджета города планируется дополнительно выделить на ремонт путей и контактной сети 230 млн руб. еще в текущем году и 640 млн руб. - в будущем.
С 2003 года начнется модернизация троллейбусов в соответствии с существующей программой, рассчитанной на пять лет. Около 100 машин в год пройдет через кузовной ремонт, после которого срок службы троллейбуса увеличится фактически вдвое (до 12 лет).
Стоимость ремонта, по оценке специалистов, в три раза меньше, чем покупка новой машины. За пять лет планируется полностью обновить троллейбусный парк. Задача, надо сказать, грандиозная, поскольку сегодня самортизировано 74% городских машин.
Помимо этого администрация пообещала взять на себя погашение долгов Горэлектротранса, имеющихся до 1 января 2002 года. Сумма задолженности составляет несколько сотен миллионов рублей.
12 километров
за 122 миллиона
В октябре этого года начнется реконструкция трамвайной линии по пр. Просвещения - необходимо пустить там ускоренный трамвай (от скоростных линий ускоренный трамвай по международной терминологии отличает лишь отсутствие пересечений в разных уровнях). Этот участок длиной 12 км выбран не случайно: здесь трамвайные пути проходят на обособленном полотне, отделенном от проезжей части.
Стоимость планируемых работ - 122 млн руб. В соответствии с проектом будут отремонтированы рельсы (их не чинили более 25 лет), затем их огородят специальным забором, отделяющим тротуар от проезжей части на магистралях с интенсивным движением транспорта во многих городах. После реконструкции трамвай будет ходить втрое быстрее и сможет развивать свою максимальную скорость - 80 км/ч.
В рамках поддержки городского электротранспорта предполагается модернизировать Петербургский трамвайно-механический завод (ПТМЗ), который будет, как и прежде, обеспечивать ремонт старых и строительство новых вагонов. Сейчас из каждого рубля, вложенного в строительство новых трамваев, 70 коп. остается в городе в виде различных налогов.
Из бюджета профинансируют разработку программы реконструкции ПТМЗ, а к ее выполнению намерены привлечь компанию `Бомбардье`, которая уже рассматривает предложения администрации по участию в проекте наземного экспресса.
|