Скоро в Петербурге могут появиться непривычные сооружения так называемого трам-трека, или наземного экспресса. Вдоль улиц и проспектов протянутся эстакады примерно 7-метровой высоты, где под защитными полупрозрачными чехлами по двум железнодорожным путям понесутся со скоростью до 90 км в час поезда с несколькими вагонами
Всего планируется построить 4 линии, которые охватят все районы города. Причем по своему расположению они станут альтернативой будущим кольцевым линиям метрополитена. Предполагается построить все сооружения до 2015 года.
Официоз
Идея строительства родилась из-за нехватки средств на сооружение необходимого количества станций метрополитена. Прокладка 1 км подземной дороги стоит в среднем $1 млн. Возведение сооружений для скоростного трамвая обойдется гораздо дешевле. В 1998 г. были разработаны бизнес-план и проект, согласованный в различных инстанциях, а сроки его реализации определены 2003-2015 гг. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству подготовил материалы инвентаризации объектов недвижимости, расположенных вдоль предполагаемой трассы.
Ориентировочная стоимость проекта определена в $128,1 млн. Основные источники финансирования - внебюджетные. Первоначально предполагается покупать за рубежом подвижной состав, а затем - выкупить технологию для организации собственного производства на петербургских заводах.
Похоже, лед тронулся
Связавшись с генеральным директором ЗАО `Надземный экспресс` Александром Карловым, удалось выяснить, что стоимость реализации проекта может колебаться и, вполне вероятно, превысит расчетную. Сейчас идет поиск инвесторов. Имена тех, кто может вкладывать деньги в проект, не разглашаются по причине коммерческой тайны.
Впрочем, уже известно, что канадская фирма Bombardier Inc., один из мировых лидеров по производству надземных экспрессов, - один из инвесторов.
Александр Карлов сообщил, что уже в первом квартале будущего года запланировано строительство первой трассы надземного экспресса. Она начнется в Сосновой Поляне на улице Пионерстроя (где будет построено депо для составов), протянется параллельно проспекту Ветеранов, свернет на бульвар Новаторов, далее - на Дачный проспект, пересечет железнодорожные пути, выйдет к Предпортовой улице, затем - к Дунайскому проспекту и закончится у станции метро `Обухово`.
Для населения юго-запада это будет удобно, так как трасса соединит станции `Проспект Ветеранов`, `Звездная` и `Обухово`. Например, добраться из Сосновой Поляны в Обухово можно будет минут за 20, на что сейчас уходит 1-1,5 часа.
На трассе общей протяженностью чуть больше 20 км запланировано 15 остановок. Все работы предполагается завершить за 2-3 года. Что касается срока окупаемости, то он, по мнению директора, составит около 8 лет. При условии, правда, что цена проезда будет не выше, чем в маршрутках.
Противники проекта
Представьте себе, что вы живете на проспекте Ветеранов, а метрах в 10 рядом с вашими окнами - 7-метровая эстакада надземного экспресса (а это уровень 4-5-го этажа). И в течение 2/3 суток слышен шум пробегающих поездов. Причем шум периодический, который раздражает больше, чем постоянный. И хотя еще при разработке бизнес-плана были проведены предварительные расчеты по шумовому воздействию, ясно, что абсолютной тишины при движении экспрессов не будет.
Недавно проект, не афишируемый ранее, получил огласку: около 500 человек, которые живут на проспекте Ветеранов, Дачном проспекте и бульваре Новаторов, узнав о предстоящем строительстве, стихийно собрались на митинг.
Особое возмущение вызвал проект строительства надземного пешеходного перехода на остановке экспрессов у станции метро `Проспект Ветеранов`. Этот переход можно сравнить со стеклянным городом высотой примерно в 12 метров. По мнению жителей, этот комплекс с торговым центром, рестораном, игорными заведениями и другими `прелестями` в микрорайоне, где и так избыток подобных заведений, не нужен. Достаточно построить простой подземный переход.
Интересы своих избирателей в Законодательном собрании давно отстаивает депутат Вадим Тюльпанов. Он категорически против направления трассы. В. Тюльпанов требует изменений: линию необходимо пустить от Сосновой Поляны не по проспекту Ветеранов, а за находящейся рядом железной дорогой, где нет жилых домов, а затем тянуть к Предпортовой улице.
Недавно В. Тюльпанов направил губернатору Петербурга депутатский запрос с просьбой разъяснить ситуацию со строительством. В. Яковлев ответил, что, `по мнению экспертов, перенос трассы с проспекта Ветеранов за железнодорожное полотно в нежилую зону приведет к потере интереса как пассажиров, так и инвесторов указанного проекта`.
По всей видимости, реализация проекта встретит серьезное сопротивление. Некоторые станут требовать от правительства города предоставления новой жилплощади, другие не захотят продавать землю и находящиеся на ней объекты (дома, рестораны, рынки и т. д.), третьи станут заботиться об экологии. Вариантов масса. И все же не хочется, чтобы неизбежные конфликты загубили дело. Ведь городу необходима скоростная дорога.
|