Въездной туристский поток в Петербург после резкого всплеска в год 300‑летия города (2003‑й) рос пусть и немного, но стабильно (примерно на 5 % ежегодно). Не случайно еще в 2005‑м была поставлена цель через 5 лет достигнуть объемов приема в 5 млн туристов и войти в пятерку наиболее посещаемых европейских столиц. Задача пусть и амбициозная, но решаемая. Если бы не пресловутые «новые экономические условия»…
Спад въездного турпотока в 2009 году может составить 10–15 %. И хотя власти говорят даже о его росте на 8 %, верится в это мало. Число приезжающих в Петербург деловых и инсентив-туристов снизилось на 15–20 % (а именно они как раз и являются постояльцами отелей). Пассажирам круизных судов, которых стало даже больше, места в гостинцах не нужны. А россияне из других регионов все чаще стараются остановиться вне отелей.
Реальность такова: зимой и весной этого года многие петербургские отели оказались загружены гораздо ниже ожиданий, а практически весь высокий сезон удалось отработать без овербукинга. Сократившийся въездной турпоток наряду с растущим номерным фондом сделали свое дело, и сейчас любой приезжающий в Петербург гость может быть уверен, что сумеет найти гостиничный номер в соответствии со своими предпочтениями и финансовыми возможностями. Отели пошли навстречу рыночной ситуации, предоставляя клиентам дополнительные бонусы, а подчас устраивая за ними настоящую охоту.
Статистика роста
По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) администрации города, в Петербурге на начало 2009‑го действовало около 400 отелей с общим номерным фондом свыше 21,3 тыс. (включая малые и мини-гостиницы). При этом только 80 из них располагали более чем 50 номерами (общий фонд — чуть больше 16 тыс. номеров).
Эти данные трудно назвать полными, так как большое количество многокомнатных квартир, ранее реконструированных в мини-отели, до сих пор нигде не зарегистрировано. По сведениям из разных источников, только таких объектов размещения в Петербурге может быть больше 150, и, соответственно, «официальный» номерной фонд следует корректировать в сторону увеличения.
В первом полугодии 2009 года в городе на Неве открылся целый ряд новых отелей, в результате чего фонд вырос на 893 номера. Среди наиболее значимых объектов — конгресс-отель Holiday Inn St. Petersburg-Moskovskye Vorota (557 номеров, 3*), гостиница «М-Отель» (54 номера, 3*), «Гранд Петергоф Спа Отель» (37 номеров) и отель «Терийоки» (48 номеров, Зеленогорск). Кроме того, на 90 номеров вырос фонд в отеле «Москва» и на 107 — в «Коринтия Санкт-Петербург».
В результате, по официальной статистике, к концу июня номерной фонд отелей Петербурга почти достиг 22,3 тыс. и продолжает расширяться. Уже в этом году в строй обещают ввести еще несколько гостиниц, а планы по строительству новых отелей предусматривают реализацию еще более чем 30 объектов размещения разного уровня комфортности. По экспертным же данным, в городе на Неве действует уже более 570 гостиниц с общим номерным фондом свыше 26 тыс.
Тенденции рынка
По данным Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации города, прирост номерного фонда Петербурга по итогам 2009 года составит до 1,5 тыс. номеров.
Безусловно, кризис сказался на рынке гостиничной недвижимости. В начале года некоторые гостиничные операторы часть номерного фонда закрывали, а другие отложили сроки реализации проектов, «заморозив» некоторые объекты. Среди них — отели Domina Prestige, Sheraton и Starwood. Пересмотрены и концепции развития некоторых многофункциональных комплексов, включавших гостиничную функцию. А сеть Sokos и вовсе решила закрыть 2 из 3 своих отелей в Петербурге на время новогодних праздников. Причина банальна: даже летом их заполняемость не превышала 50 %, а зимой и вовсе может упасть до 20–30 %
Снижение туристических потоков заставляет гостиничных операторов пересматривать тарифы и разрабатывать привлекательную для гостей систему скидок и льгот. В 2009‑м, впервые за последние годы, не отмечен рост стоимости проживания в гостиничном сегменте. Причем эта тенденция вызвана не только мировым кризисом, но и увеличившимся предложением качественного номерного фонда. Когда растет конкуренция, диктовать цены становится невозможно: в отдельных сегментах гостиничного рынка Петербурга к концу года они могут «упасть» на 20 %. |