Недвижимость, ставшая «яблоком раздора» во взаимоотношениях спортивного общества профсоюзов и Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, в качестве физкультурного объекта существует уже более 100 лет. За это время на его территории выросли новые спортивные сооружения, а сам объект и организация, которой он принадлежал последние 50 с лишним лет, несколько раз сменили названия. Однако и столетие назад, и сегодня стадион и его инфраструктура имеют сугубо спортивное назначение. Так что на футбольном поле и беговых дорожках все в порядке. Трения между профсоюзами и Смольным возникли на поле юридическом, когда КУГИ Петербурга заявил свои права на владение ФОК «Спартак», а МОО ФСОП «Россия», являющейся правоприемником целого ряда профсоюзных спортивных обществ, долгие годы строивших и обслуживавших спортивный комплекс за свой счет, было выдано предписание о выселении в 10‑дневный срок.
Впрочем, чтобы внести определенную ясность в суть возникшего конфликта, нужно совершить небольшой исторический экскурс.
Немного истории
Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) «Спартак», расположенный на стадионе по адресу ул. Аккуратова, 7а — сооружение с солидной и славной спортивной историей. Возведение упомянутого объекта началось в первой половине прошлого века, в трудные послевоенные годы. В 1948 году на основании решения Исполкома Ленинградского городского совета депутатов трудящихся территория бывшего стадиона «Пищевик» в парке Челюскинцев была передана Добровольному спортивному обществу (ДСО) «Спартак» для создания спортивной базы. С этого момента и началось восстановление (строительство) стадиона, которое велось силами и за счет средств ДСО «Спартак».
Изначально выделенный для целей строительства участок представлял собой пустую площадку. Полученные из КГА копии топографических материалов (планшетов) недвусмысленно указывают на то, что в 1948‑м на этом земельном участке не было никаких зданий. В период 1949–1958 гг. на стадионе последовательно были возведены котельная, потом постройки, используемые для спортивного и тренировочного процесса, затем — административные здания.
В 1987 году ДСО «Спартак» передало эти объекты вновь созданному ВДФСО профсоюзов, которое затем было реорганизовано в МОО ФСОП «Россия» (см. справку).
Спустя 20 лет, 7 ноября 2007 года, было подписано соглашение о разграничении прав собственности на недвижимое имущество между Петербургом и Федерацией профсоюзов Петербурга и Ленинградской области. В результате ФОК «Спартак» на ул. Аккуратова, 7а, включающий 6 помещений: велобаза, конюшня, спортивный комплекс, гараж, профилакторий и административный комплекс с пристройками, неожиданно перешел в собственность городских властей и был передан в оперативное управление школе-интернату № 357 «Олимпийские надежды». Но, как выяснил Тринадцатый арбитражный аппеляционный суд, по сути, незаконно.
Взгляд Фемиды
Как же получилось, что объект, являющийся собственностью самостоятельного юридического лица, каковым является МОО ФСОП «Россия», был включен председателем Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленобласти Владимиром Дербиным в список объектов, надлежащих передаче в госсобственность?
«Чтобы снять с Владимира Дербина подозрения в нечистоплотности, хочу сказать, что в ходе разбирательства он предоставил судебным инстанциям письмо, в котором заявил, что наш объект попал в этот список в результате технической ошибки», — поясняет председатель МОО ФСОП «Россия» Леонид Шиянов.
Известно, что древнегреческая богиня правосудия всегда изображалась с завязанными глазами. Однако в ходе судебной тяжбы между Комитетом по управлению имуществом и спортивным обществом «Россия» эта деталь приобрела почти буквальный смысл.
Суд первой инстанции, куда в ноябре 2010 года МОО ФСОП «Россия» обратилась с иском к КУГИ, требуя вернуть право распоряжаться своей собственностью, ходатайство истца отклонил и оставил спорный объект под юрисдикцией городской власти. Логика суждений судьи выглядела следующим образом. Согласно Распоряжению Комитета от 27.04.2009 г. № 469рк в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право оперативного управления ГУ «Олимпийские надежды» объектами ФОК «Спартак». Документы же, подтверждающие строительство объектов в установленном порядке правопредшественниками МОО ФСОП «Россия», отсутствуют. Равно как и отсутствует документация, позволяющая четко идентифицировать спорные объекты и подтверждающая правопреемственность общества «Россия» в отношении них. Следовательно, спорный объект является государственной собственностью, а МОО ФСОП «Россия» никаких прав на него не имеет. Однако это оказалось судебной ошибкой.
Документы, подтверждающие возникновение права собственности на сооружения и инфраструктуру ФОК «Спартак», существуют (хоть и не в полном объеме). Кроме того, при строительстве и реконструкции территории на Аккуратова, 7а были соблюдены все необходимые требования закона: объекты были построены на выделенном для этой цели земельном участке, за счет средств ДСО «Спартак», с соблюдением установленного порядка строительства. Это во‑первых. А во‑вторых…
Вы платили?
Любое строительство требует финансирования, которое либо осуществляется из государственного бюджета, либо ведется за счет собственных средств.
Поскольку с момента начала строительства прошло более 50 лет, документы, способные осветить ход реконструкции стадиона и подтвердить источники финансирования, сохранились далеко не в полном объеме. Однако даже имеющиеся в наличии справки, отчеты, титульные списки строительства и проектная документация позволяют сделать определенные выводы. В архивных документах, имеющих отношение к объекту на ул. Аккуратова, 7а, четко прослеживается рост балансовой стоимости основных средств стадиона, которая к 1960 году составила 1517 087,48 рублей. При этом, согласно архивной справке № 192/т, только в 1958 году из собственных средств ДСО «Спартак» на строительство стадиона было израсходовано 600 тыс. руб. После возведения объектов их содержание осуществлялось силами и за счет ДСО «Спартак», а в дальнейшем его правоприемниками. И это подтверждается рядом документов.
На каком же тогда основании власти Петербурга претендуют на имущество, которое было возведено и эксплуатировалось без участия бюджета города?
Согласно официальной версии Смольного, с момента регистрации права госсобственности Петербурга в 2011 году на выполнение ремонта стадиона было выделено из бюджета города 1,5 млн руб. На эти средства были отремонтированы душевые и металлическое ограждение стадиона, заменены прожекторы на осветительных мачтах. Однако каких‑либо документов, подтверждающих вливание бюджетных средств в возведение, обслуживание и ремонт спортивных объектов, расположенных на территории стадиона, представителями исполнительной власти города предоставлено не было.
«Полтора миллиона — сумма, так сказать, смешная, — говорит Леонид Шиянов. — В то же время, после захвата стадиона (и я говорю это открытым текстом) были уничтожены волейбольные и баскетбольные площадки, подвергаются разрушению теннисные корты. Все это по стоимости намного превосходит указанную сумму». Что же касается цифры в 110 млн рублей, декларированной как бюджетные затраты государства на сооружение ледовой дорожки для конькобежцев, то этот момент остается до конца неясным. «За 110 миллионов можно было отремонтировать весь стадион. В результате же ледовая дорожка так до сих пор и не построена, зато подверглась уничтожению наша беговая дорожка для легкоатлетов. Впрочем, точно сказать, что же происходит там сегодня я не могу, поскольку к объекту наших работников не подпускают», — сетует Леонид Шиянов.
Все это было учтено в ходе второго судебного разбирательства, когда МОО ФСОП «Россия» подало аппеляцию на решение суда первой инстанции. Тринадцатый Арбитражный суд признал предыдущий вердикт незаконным, поскольку из материалов, представленных ФРС, следует, что государственная регистрация права государственной собственности на спорный объект была осуществлена только на основании факта включения его в реестр государственной собственности. Кроме того, представители общества «Россия» смогли убедительно доказать, что финансирование строительства и содержания сооружений ФОК «Спартак» осуществлялось только за счет спортивного общества профсоюзов. Поэтому суд постановил, что спорный объект надлежит вернуть законному владельцу МОО ФСОП «Россия».
Суд идет
Городские власти намерены продолжить борьбу за спорную территорию. Неудовлетворенные решением арбитража, они подали кассационную жалобу в суд. Новый виток противостояния городской администрации и МОО ФСОП «Россия» в определении имущественной принадлежности спортивного объекта должен получить свое разрешение 10 июля текущего года. Именно на эту дату назначено очередное судебное заседание, которое, надеемся, поставит справедливую точку в этом затянувшемся конфликте.
На фото слева: После передачи ФОК «Спартак» в собственность КУГИ футбольное поле перестало существовать
На фото справа: На бывшей волебольной площадке сейчас паркуются автомобили
СПРАВКА
Напомним: ДСО «Спартак» — крупнейшее в СССР всесоюзное добровольное спортивное общество профсоюзов. Было учреждено 19 апреля 1935 года как всесоюзное физкультурно-спортивное общество промкооперации. В 1960 году реорганизовано в ДСО профсоюзов. В 1987 году на базе добровольных спортивных обществ «Буревестник», «Водник», «Локомотив», «Спартак», «Труд», «Урожай», «Зенит» было создано Всесоюзное добровольное физкультурно-спортивное общество (ВДФСО) профсоюзов. На конференции Ленинградского областного совета (ЛОС) ДФСО профсоюзов в 1991 году было принято решение об изменении названия на Ленинградский областной совет физкультурно-спортивного общества профсоюзов «Россия», который в 1995 году был реорганизован в Межрегиональную общественную организацию «Физкультурно-спортивное общество профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (МОО ФСОП) «Россия».
Профсоюзы vs профсоюзы
Трения по вопросам определения имущественной принадлежности стадиона на Аккуратова, 7а беспрецедентными назвать нельзя. Помимо комплекса «Спартак», МОО ФСОП «Россия» принадлежат еще ряд спортивных объектов: спорткомплекс «Школа им. В. И. Алексеева», фехтовальный комплекс «Балтийские клинки», бассейны «Спартак» и «Юность», стадионы «Спартак» в Гатчине и Луге, база «Трамплин» в Выборге, горнолыжный комплекс «Пухтолова гора», городошные корты в Приозерске и т. д.
В конце прошлого века права собственности на них обществу «Россия» пришлось также отстаивать в арбитражном суде.
«В 1992 году Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) подписала соглашение с Всеобщей конфедерацией профсоюзов о разграничении прав собственности. ВКП как правоприемник ВЦСПС претендовала на всю профсоюзную собственность, поскольку полагало ее принадлежащей ВЦСПС. Однако Высший Арбитражный суд РФ вынес заключение о необходимости отдельного судебного разбирательства применительно к каждому объекту. Поскольку организации могут подписывать между собой любые соглашения − это их право, однако правоустанавливающими такие документы не являются. Словом, пришлось судиться. Но судились мы по доброй воле и без особых нападок друг на друга. Просто во имя того, чтобы прояснить картину на этом поле», — подытоживает Леонид Шиянов.