Тарифный туман
Известно, что жилищно-коммунальное хозяйство финансируется из двух источников: платежей горожан и бюджета. Первый — это регулярно повышающиеся тарифы, причем их рост не сказывается на качестве оказываемых услуг никак. Тарифная политика города уже давно вызывает массу вопросов. За последние 10 лет цены на большую часть коммунальных услуг выросли почти в два раза, при этом реальные доходы населения, как печально констатирует Росстат, стабильно снижаются в России с 2013 года. И Петербург в этом плане из общего ряда субъектов РФ не выделяется.
Однако самая большая причина недовольства тарифами — это даже не постоянный их рост, а полная непрозрачность. Как они формируются, от чего зависят и почему цены растут — на эти вопросы горожанин вразумительного ответа не получает. У петербуржцев нет реальной возможности влиять на тарифы. Рыночные механизмы в сфере ЖКХ не работают. Ну а монополизм компаний, предоставляющих услуги по энерго- и водоснабжению, вряд ли может способствовать рыночной конкуренции.
Ко всему прочему, в Санкт-Петербурге отсутствуют региональные стандарты качества предоставления жилищных и коммунальных услуг, поэтому привязать тарифы к качеству невозможно.
Финансирование в сравнении
Что касается бюджета, то анализировать его расходную часть следует с точки зрения эффективности, а это не так просто. Всего из бюджета на городское ЖКХ в 2021 году выделено 60 655 млн рублей или 8,18 % всех расходов. Много это или мало?
Сопоставление с бюджетами других городов, в том числе зарубежных, мало что дает. Например, расходы окружного бюджета Варшавы на жилищное хозяйство Gospodarka mieszkaniowa составляют около 1,27 млрд злотых (6,8 %) или 24 млрд рублей (данные городского сайта warszawa.stat.gov.pl). В польской столице живет в 3,2 раза меньше людей, чем в Петербурге, следовательно бюджетные коммунальные расходы на одного жителя там оказываются на 15 % выше петербургских. Ну а если сравнить с Гамбургом, на который Северная столица равнялась в «Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года»? В немецком городе при населении в 1,8 млн человек на коммунальное хозяйство из бюджета тратится где-то в 4,5 раза больше средств, чем в Петербурге. По данным официального сайта Гамбурга, профильная статья расходов в 2021 году составила там 3,1 млрд евро или почти 280 млрд рублей.
Однако эффективность ЖКХ не упирается в одни лишь деньги. Опыт многих городов показывает, что даже скромный бюджет способен давать хороший результат. Нужна грамотная политика и правильно расставленные приоритеты.
Наследие не в приоритете
Петербург — это огромный мегаполис, но его лицо, его визитная карточка и все узнаваемые символы, связаны с исторической застройкой.
В 2021 году расходы на сохранение культурного наследия составили 16 млрд рублей, то есть на 2 млрд больше, чем в прошлом году. Означает ли это, что город стал выглядеть лучше, что коммунальщики перестали затягивать старинные здания зеленой сеткой? Увы, это риторический вопрос.
Представители строительного бизнеса из года в год жалуются на охранные законы, отсутствие джентрификации и нехватку свободы. Но те объекты, которые они возводят в центре и близко к нему, туристскими достопримечательностями, мягко говоря, не назовешь. Все, что могут девелоперы, — это снести здание и построить на его месте новое, иногда копию. Похоже, реставрировать дома город просто разучился.
Практика показывает, что уничтожать старинные кварталы, хотя, по европейским меркам, в Петербурге они не такие уж и старинные, можно без всякого сноса. Достаточно аляповатой мансарды, изуродованного фасада, какой-нибудь пристройки или соседства с «успешным» девелоперским проектом.
Между тем, другая, международная практика показывает, что сохранение исторического наследия — это чрезвычайно выгодная инвестиция.
Больная тема, тесно связанная с исторической застройкой, — капитальный ремонт. На него в городе не хватает около 3,5 млрд рублей. В бюджете 2021 года на эти цели расходов не предусмотрено. 2,5 млрд рублей не хватает на расселение коммуналок, которые мешают той самой джентрификации. В бюджете на избавление от них заложили 600 миллионов. Но зато из городской казны выделят 5 млрд рублей на спортивный комплекс, который, «в соответствии с концессионным соглашением», будут строить на месте снесенного СКК. Проект реализуют компании Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга — это к вопросу о приоритетах.
Неизбежная политика
Качество городской жизни складывается из многих факторов. Это не только ЖКХ, но и транспортное развитие, экология, культурные дефиниции и, конечно же, городская экономика.
Однако главное, что делает жизнь в городе приемлемой, — это реальная возможность горожан влиять на принятие решений. Сегодня уровень самоуправления в городе чрезвычайно низок, и условия создаются такие, что людям не хочется в этом самоуправлении участвовать.
Петербуржцы не верят, что от них может что-то зависеть. Даже у себя, в многоквартирном доме, горожанам бывает трудно защищать свои интересы, потому что взаимоотношения с управляющими компаниями очень часто напоминают противостояние.
Многолетняя практика показывает, что коммунальные проблемы — это вопрос не столько экономический, сколько политический. Без активного участия горожан, без открытости и демократических механизмов комплекс коммунальных проблем решить точно не удастся.
СПРАВКА
Джентрификация (англ. gentrification) — реконструкция и обновление строений в прежде нефешенебельных городских кварталах либо согласно программе запланированного городского восстановления, либо в результате решений, принимаемых профессионалами и управляющими. Проще говоря, это перерождение целых районов в результате переселения состоятельных людей в те части города, которые ранее были заселены не слишком благополучными гражданами или же находились в упадке, представляя собой заброшенную промзону. Чаще всего этот процесс, который иногда называют городской рециркуляцией, сопровождается реконструкцией и обновлением старых построек. Примеры джентрификации легко найти в США и почти во всех странах Западной Европы.
Читать в формате PDF: