Частные галереи и музеи строят свое дело на произведениях искусства. Однако есть нюансы. Кто-то нацелен, прежде всего, на работу с покупателями. Кто-то ищет возможности для продвижения творческих идей. Заработать на искусстве или заработать на чем-то другом, чтобы продвигать искусство. «Частные истории» музеев и галерей тесно связаны с развитием экономики города и отношением к этому бизнесу.
Искусство + бизнес
Прежде всего хотелось выяснить: есть ли у частных музеев и галерей потребность в помощи? Оказывается, в основном они уже привыкли рассчитывать на свои собственные силы и средства.
«Это вопрос только приложения мозгов. Нужно генерировать идеи», — говорит о частном арт-деле хозяйка Музея шляпного мастера Марина Седова. По ее мнению, нужно забыть о том, что было в советское время и научиться мыслить по-другому. Марина Седова предложила коллегам быть мобильнее (любое фойе театра примет выставку), а также расширить коммерческие горизонты. «Я зарабатываю на шляпном салоне, чтобы содержать музей шляп», — сказала Марина Седова.
«Я считаю, что количество галерей в Петербурге невысоко. К примеру, в Париже галерей — около 50, в Нью-Йорке их около 200. Это связано с уровнем покупательской способности в городе», — считает владелец «Галереи Третьякова» Виталий Третьяков. По его словам, частной галерее удается не просто выживать, а жить. Восемь лет галерея проводит арт-ярмарку, на которой представлены ведущие художники Петербурга. Создается также Академия изобразительных искусств и дизайна.
Главный труд — бесконечный поиск покупателя, но Виталий Третьяков не считает, что бизнесу во всем должны помогать «сверху»: «Для галерей не должно быть никаких льгот. Город должен заботиться о детях, малоимущих и других людях с ограниченными возможностями. Я, как налогоплательщик, категорически против помощи частным галереям. Это — предметы роскоши». Он считает, что предоставление помещения городом — это сказка по белого бычка: даже если будет помещение, коммерции это не поможет. «Если даже бесплатно дадут, то дадут в далеком месте неотремонтированное помещение», — предупреждает В. Третьяков.
Первый музей современного искусства в Петербурге под названием «Новый музей» открылся в этом году, 3 июня. Его судьба зависит от успешности владельца, мецената Аслана Чехоева. Поддержки со стороны нет. По словам креативного директора «Нового музея» Александра Ляха, расходы очень большие. Небольшая цена на билет не покрывает расходов. Александр Лях считает, что одна из причин такой ситуации — кризис, который сказался не только на петербургском галерейном рынке. «Новый музей» пока держится и экономит.
«В Санкт-Петербурге есть замечательные художники и талантливые кураторы. Но экономическая почва для того, чтобы они соединились друг другу на пользу, пока еще не готова (это касается не только нашего города), — говорит Марина Штагер, арт-директор художественной галереи «LAZAREV GALLERY». — Очень трудно выстраивать правовые отношения и выживать в условиях рынка. Но есть перспектива. Интересные галереи появляются и пытаются выходить на международный уровень».
Галерея в этом году решилась на ребрендинг (ранее она называлась «Slavinsky Art»). «Смена художественной политики требовала и смены названия. Мы остановились на имени владельца галереи, как поступают многие западные галереи с безупречной репутацией. Владелец отвечает за предлагаемых художников своим именем. Это знак уважения к клиентам», — объясняет Марина Штагер.
Искусство + государство
«Специальный налоговый режим для участников арт-рынка, конечно, необходим», — считает Марина Штагер, Она напомнила, что в цепочке доведения арт-продукта до конкретного коллекционера есть еще и расходы на рекламу, транспорт, таможенные сборы. «Всех бы их взять, да отменить!», — шутит Марина Штагер.
В первом частном музее Петербурга — «Музее игрушки» — считают, что трудности не исчезнут, но количество музеев будет только расти. А музейной деятельности мешает отсутствие умных законов и налоговых льгот. Главной трудностью называют отсутствие нужного помещения.
Музей петербургской свадьбы лишился помещения Московского ЗАКСа. Как рассказала хозяйка музея Ольга Морозова, до сих пор там стоят витрины, принадлежащие музею. По ее словам, пустующих помещений много, но разрешения на них получить не удается. «Я устала от чиновников, хождения по кабинетам. Никто не говорит «нет». Все хвалят. Говорят: надо, надо. Но дальше дело не идет, — говорит Ольга Морозова. — Они говорят: это частная инициатива. Да, это моя инициатива. Но это для людей. Каждый день мне звонят и интересуются судьбой музея». Пока петербургскому музею предложили переехать в Москву, но Ольга Морозова надеется, что коллекция останется на берегах Невы.
«Формально, если прочитать закон о фандрайзинговой деятельности, темой никто не занимается», — говорит Александр Лях. Он коснулся и вопроса распределения бюджетных денег на культуру. Считает, что нужна и законодательная поддержка музеев, даже если они созданы на частные деньги. «У нас нет источников доходов, мы не галерея. Если даже сделать билеты по 200 рублей, то не хватит на зарплату и все остальные обязательные траты». Александр Лях затронул давнюю проблему о роли благотворителей в современном обществе. В отличие от некоторых других стран, в частности — США, те, кто поощряет культурные проекты, не получают налоговых льгот.
Информационно-рекламную помощь со стороны города Виталий Третьяков считает обоснованной и необходимой. К театральным и концертным афишам теперь добавились расклейки с информацией о галереях Петербурга. Для арт-бизнеса это обходится недорого, потому что помогает Комитет по культуре администрации города. По мнению Виталия Третьякова, информационно-рекламная поддержка помогла бы развитию галерейного дела. Из «Нового музея» обратились за помощью к городу, просили оказать информационно-рекламную поддержку. Сейчас музей входит в рассылку Комитета по культуре.
Искусство + будущее
Еще в марте 2008 года некоторые петербургские парламентарии поддерживали идею программы «Виртуальные музеи Северо-Запада России» общественной организации «Ассоциация «Северо-Запад». Организация ставила целью объединить усилия государства и бизнеса для развития музеев. Идея не воплотилась в жизнь. Но, как рассказали в «Ассоциации «Северо-Запад», сейчас к этой теме вернулись вновь.
Галеристы и владельцы музеев большей частью смотрят вперед более оптимистично, чем представители некоторых других отраслей, видят перспективы. В Петербурге еще много незаполненных ниш для галерей и музеев.
Заметным событием в сфере арт-бизнеса стало открытие в конце сентября этого года на 29-й линии Васильевского острова музея современного искусства Эрарта — крупнейшего частного музея в Петербурге. |