Кроме того документ, разработанный правительством, вводит госрегулирование только на жизненно важные препараты. Считается, что это остановит рост цен на них. Однако не следует забывать, что тот же закон с 1 января 2014 году в РФ предписывает отечественным производителям перейти на евростандарты качества. А это означает, что скоро дешевых лекарств просто не будет.
Зато, как полагают в правительстве РФ, должен сформироваться новый инновационный кластер в российской экономике, который призван заполнить бреши в госбюджете, образовавшиеся из-за спада и диверсификации других отраслей отечественной экономики. Не случайно президент РФ Дмитрий Медведев включил фармацевтику в список из пяти приоритетных направлений развития российской экономики, развитие которых взято под прямой президентский контроль. А немногим ранее Минпромторгом РФ была разработана Стратегия развития отечественной фармацевтической промышленности на период до 2020 года. И в ней появился новый компонент в структуре системы обеспечения безопасности России -лекарственная безопасность.
В чем тут суть? В том, что в РФ уже давно не выпускают собственных медицинских препаратов. Все инновационные разработки ученых и медиков в предыдущие годы продавались за границу. И теперь они возвращаются на российский рынок в виде иностранных таблеток и ампул. Препараты, которые штампуют российские заводы, можно сравнить с отверточным производством в автомобилестроении: это по сути «сборка» из чужих компонентов. Или — так называемые «дженерики» (препараты, где действующее вещество уже вышло по срокам из-под патентной защиты, под патентом остается только торговая марка, под которой выпускалось запатентованное лекарственное средство). О выпуске российских инновационных препаратов пока приходится только мечтать. Под эти мечты собственно и написана обновленная федеральная стратегия. В субъектах РФ, когда выдвигают схожие идеи, исходят из более прозаических предпосылок: например, в Петербурге в кризис «упали» те кластеры, на которые ранее смотрели как на будущую кубышку для пополнения городского дохода — автомобиле- и приборостроение, производство автокомпонентов… Поэтому их автоматически заменили на сегменты, проявившие в 2008–2009 гг. живучесть и стойкость. Одним из них стала как раз фармацевтика. Такая перемена слагаемых получила название диверсификации производств.
Рынок твердый, как жесть
Действительно, в кризис фармацевтика осталась одной из немногих отраслей, в котором остались высокими уровень зарплаты персонала и обороты продукции. Почему? Что же это за феномен такой? Попробуем разобраться.
В конце 1980-х фармрынок СССР представлял собой сбалансированную систему, основанную на искусственном разделении труда между странами — участниками СЭВ. Производство лекарственных средств развивалось в восточноевропейских странах, а в России выпускалась, как ее тогда называли, «крупнотоннажная химическая номенклатура».
В 1975–1990 гг. в фармацевтическую промышленность страны Восточной Европы инвестировали в пятеро больше, чем в России. В результате Россия стала в 9 раз больше ввозить готовых препаратов, чем продавать за рубеж. В последующие 15 лет доли отечественных производителей на внутреннем рынке постепенно снижалась. РФ оказалась в сильной зависимости от импорта лекарств. И только в начале 2000-х ситуация стала меняться: емкий рынок сбыта заставил западные компании создавать свои производства в России. С тех пор отечественный фармрынок стал одним из наиболее динамичных и быстрорастущих в мире. В 2004–2008 гг. он рос в среднем на 10–12 % в год. В 2008 году продажи оценивались экспертами на уровне 360 млрд руб.
Госкомстат измерял выпуск фармацевтической продукции в тоннах. Соответственно, по госстатистике, в 2009-м отрасль, судя по новой форме отчетности, испытала незначительное воздействие кризиса: производство снизилось на 8,3 % к 2008-му. Но при этом в денежном выражении обороты лекарств выросли. Чтобы оценить во сколько именно, достаточно сравнить ценники на коробках с таблетками: стоимость лекарств на прилавках аптек, например, в Петербурге увеличилась в 1,5–2 раза.
В таком случае можно предположить, самый кризиса продажи фармацевтической продукции в РФ оказались в диапазоне 530–680 млрд руб. Однако сами фармацевты признавались в росте рублевых цен только на 35 %. В ЦМИ «Фармэксперт» оценили рынок в 550 млрд руб.
Таким образом, даже при самых скромных оценках рынка, в денежном выражении он в кризис развивался по оптимистическому сценарию, потому что опередил тот уровень, который прогнозировали ему эксперты до кризиса: специалисты говорили о том, что объем отечественного рынка лекарств достигнет 400–500 млрд руб. достигнет только в 2011 году. А в 2020-м — составит порядка 1–1,5 трлн руб. Значит, если брать нынешние темпы развития, то рынок выйдет на эти показатели примерно уже в 2015 году. По оценке ЦМИ «Фармэксперт», в 2012 году продажи составят 930 млрд руб.
В январе-феврале 2010 года рынок в абсолютной величине вырос к уровню 2009-го на 19,6 %. Иными словами, по объемам практически начал восстанавливаться на докризисном уровне. А по ценники при этом, несмотря на все принятые государством меры по сдерживаю цен, росли явно с опережением инфляции.
В конце февраля компания «КОМКОН-Фарма» на «круглом» столе «Российский фармацевтический рынок: Итоги 2009 года» сделала потрясающие выводы: структура рынка в кризис также практически не изменилась. А директор подразделения «Аналитика и Консультирование» компании Вениамин Мунблит предположил, что и в 2010-м никаких особых подвижек не произойдет, за исключением снижения доли рынка ОТС-лекарств (опускаемые из аптек без рецепта врача), life-style препаратов (продукты для поддержания здоровья и натуральные лекарства) и БАДов (биологическиактивных веществ, которые не считаются лекарствами).
При этом население в кризис не отказалось от потребления более дорогих препаратов в пользу более дешевых лекарств и не перешло с импортных препаратов на отечественные аналоги. Не зафиксировано и снижения потребления оригинальных препаратов и брендированных дженериков на более дешевые «немарочные» пилюли с теми же лечебными компонентами.
Отсюда неудивительно, что в ряде российских регионов в 2009–2010 гг. началось соревнование за привлечение фармацевтических компаний на свою территорию. В Петербурге, в частности, предложили взять под круло два новых кластера — мебельный и фармацевтический. Сначала появилась промышленно-инновационная зона «Мебельный технопарк». Сейчас идет локализация фармацевтического кластера. Речь идет в первую очередь о координации научных центров и высокотехнологичных производственных компаний, которые специализируются в сфере биотехнологий и фармакологии. В Петербурге, как уточнили в правительстве города, работают семь предприятий по производству медикаментов. В декабре 2009 года начались переговоры с производителями лекарственных средств. Специальная рабочая группа должна сформулировать идеологию создания u1092 фармацевтического кластера.
Недобавленные деньги
Основная цель госрегулирования — устранить сложившийся перекос на рынке в сторону увеличения объемов импорта, сокращения доли российских производителей в денежном выражении и прямую зависимость от импорта субстанций, из которого 70 % приходится на долю Китая и Индии. Также предпринята попытка стимулировать экспорт готовых лекарственных форм и фармацевтических субстанций, доля которого не превышает 0,04 % общемировогообъема продаж фармацевтической продукции.
Сейчас российские производители в среднем обеспечивают потребности отечественного здравоохранения на 68 % и в госпитальном секторе — на 72 %. Однако в денежном выражении это не более 10–15 % от всего внутреннего потребления препаратов.
При существующей тенденции и без господдержки у отрасли остается один путь — постоянно повышать цены, подтягивая их до мировых. Проблема в том, что при достижении такой планки отечественные лекарства неизбежно будут вытесняться импортными корпорациями. Просто потому, что у западных корпораций гораздо больше финансовых ресурсов для продвижения своей продукции. Кроме того, специфика рынка в том, что далеко не все виды лекарств можно выпускать бесконечно долго: болезни видоизменяются, вирусы мутируют и необходимо постоянное обновление линейки препаратов.
Это прекрасно понимают на Западе и вкладывают огромные средства в инновации. У российских компаний таких ресурсов нет: не те масштабы сбыта. Поэтому и низкий уровень технологий при разработке и производстве лекарств.
Ограниченные возможности кошелька россиян привели к тому, что на нем преобладают брендированные дженерики. На их стандарты качества и ориентируются большинство российских компаний. В результате доля инновационных препаратов в продуктовых портфелях отечественных компаний невысока: на разработку новых препаратов российские компании тратят не более 1–2 % выручки.
Поэтому и зарубежный рынок для них остается закрытым, а рентабельность — несопоставима с западными компаниями. Для сравнения: у фармпроизводителей из США и ЕС финансирование НИОКР достигает 10–15 % выручки, что позволяет им формировать более половины своих продуктовых портфелей за счет инновационных препаратов. А новинки всегда продаются с высокой долей добавленной стоимости.
Концепции и стратегии
Теперь вернемся к тому, с чего был начат разговор: к правительственным программам. Они нацелены, как видно из официальной информации, на регулирование самого низкобюджетного сектора фармидустрии. Говоря попросту, это набор административных инструментов для сдерживания цен. Лекарство, которое лечит не болезнь отрасли, а лишь снимает головную боль у чиновников. Ведь надо как-то реагировать на возмущение большинства граждан от того, что цены на лекарства растут во много раз быстрее, чем их доходы.
Однако, как отмечают эксперты, люди вынуждены покупать те препараты, без которых им не обойтись. И чиновники, которые рассуждают о том, что люди просто не знают о вариантах замены дорогих лекарств на более дешевые, демонстрируют свою потрясающую некомпетентность. Как будто у населения нет выхода в Интернет, а там — вереницы справочных медицинских сайтов. Проблема в другом: пациенты не хотят экспериментировать на своем здоровье.
Для них хорошо то, что хорошо известно. Наглядное доказательство тому — поведение потребителей в кризис: несмотря на снижение доходов спрос на препараты в 2009 году оставался неэластичен. Лекарства дорожали, а население их продолжало покупать.
Поэтому по самым скромным прогнозам Минпромторга РФ, докризисного уровня производства российская фармацевтика достигнет в числе первых среди прочих отраслей народного хозяйства может достичь — уже в 2011 году. А если ориентироваться на то, что спад в отрасли в кризис оказался ниже, чем ожидали эксперты, то, скорее всего, надо ориентироваться уже на конец 2010-го. В благополучном выходе из кризиса сомневаться не приходится. Но какую цену за это придется заплатить рядовому потребителю? Чем дороже будут лекарства, тем меньше у него останется денег на полноценное питание.
Как показывают исследования, именно из этой статьи вынимает большинство населения деньги на лекарства. Чтобы избежать более тяжких социальных последствий, рост цен на лекарства надо сдерживать. Но при этом не забывать о создании условий для развития отрасли в долгосрочной перспективе. |