-Вадим Сергеевич, успели ли вы подсчитать весь тот ущерб городскому бюджету, который был выявлен в результате проверок КСП в 2009 году?
- Мы подводим итоги своей работы за год в течение первого квартала года следующего и потом отчитываемся перед Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Дело в том, что у нас есть ряд проверок, которые переходят из одного года в другой. Вот когда завершится последняя плановая проверка и будет подписан отчет, тогда мы и подведем итоги за 2009 год. Такая у нас специфика.
- Промежуточных данных тоже нет?
- Нет, но определенные достижения, если их можно так назвать, я могу перечислить. Во-первых, мы подписали соглашение с ГУВД, в котором говорится, что мы обмениваемся информацией и можем в случае необходимости рассчитывать на их поддержку. Если в ходе наших проверок требуется дополнительное вмешательство правоохранительных органов, то мы их тут же информируем, и они параллельно с нами начинают действовать. В нашем случае это важно, потому что полномочия КСП по закону ограничены. Мы можем контролировать и проверять расходование бюджетных средств только в государственных структурах или акционерных обществах, имеющих стопроцентный государственный капитал. Так как часто подрядчиками по госзаказу выступают ООО или другие общества, то отследить движение денег мы уже не в состоянии. Приходится привлекать правоохранителей. В основном речь идет об УБЭП.
Кроме того, у нас в 2009 году были подписаны соглашения с налоговой инспекцией, с Контрольно-счетной палатой Ленинградской области и с Комитетом финансов Администрации Петербурга. Соглашение с КФ очень сильно облегчает нам работу по написанию заключения на закон о бюджете Санкт-Петербурга и об исполнении бюджета. Это два важнейших заключения, без которых ЗС не может принимать эти документы.
- Несколько лет назад в ЗС обсуждался законопроект о наделении КСП дополнительными полномочиями, но его так и не приняли. С чем это связано?
- Депутаты ЗС приняли тогда закон в трех чтениях, но губернатор его не подписала и, я считаю, правильно сделала. КСП на данный момент является структурным подразделением ЗС, не обладает правами отдельного юридического лица, а значит, палату нельзя наделять функциями административного воздействия.
Сегодня речь идет о новой редакции закона о контрольно-счетной палате. На основании этого закона КСП будет существовать как отдельный орган, подотчетный представительной ветви власти, но имеющий самостоятельное юридическое лицо. В РФ из 83 субъектов в 65 контрольно-счетные палаты уже существуют как отдельные юрлица. Многие из них наделены дополнительными полномочиями. Хотя сегодня у нас достаточно рычагов и методов воздействия на крупных бюджетополучателей, чтобы навести порядок. На нехватку полномочий не жалуемся.
- Глава КФК Дмитрий Буренин не так давно заявил, что причина, по которой год от года городскому бюджету нано-сится многомиллионный ущерб, кроется не в коррупции, а в халатности и финансовой недисциплинированности чиновников. Вы с этим согласны, или практика проверок КСП говорит об обратном?
- Отчасти он прав - многие нарушения связаны с нашей неразберихой, халатностью и безалаберностью. Но бывает, ущерб наносится и сознательно, со злым умыслом. Работа КСП - выявлять подобные факты, а уже правоохранительные органы должны давать таким действиям юридическую оценку и решать вопрос о возбуждении уголовных дел. В прошлом году по результатам 36 проверок КСП было возбуждено 4 уголовных дела, из которых только одно дошло до суда.
- Можете привести пример сознательного нанесения ущерба городской казне?
- При проверке Колпинского района было возбуждено 3 уголовных дела на работников Районного жилищного агентства. Они проводили конкурсы на работы по благоустройству с нарушением всех сроков. Потом с нарушением конкурсных процедур выбрали победителей, которые оказались не в состоянии провести все необходимые работы. Когда наступила зима, выяснилось, что канавы раскопаны, бордюры не установлены, дорожки не заасфальтированы. Колпино наполовину оказалось практически на осадном положении. Понятно что, если люди такие вещи делали, то умысел определенный у них был. Ущерб государству в лице его субъекта - Санкт-Петербурга исчислялся в сумме 10648 тыс. рублей.
Чаще всего злоупотребления бюджетных распорядителей связаны с производством работ по благоустройству, дорожному асфальтированию, проведению капитального ремонта и закупкой медицинского оборудования. В этих случаях коррупционная составляющая доминирует.
- В конце 2009 года в ГУ Дирекция по организации дорожного движения разгорелся коррупционный скандал. Несколько сотрудников ГУ ДОДД уже арестованы. Возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупных размерах. Связан ли как-то скандал с вашей проверкой в дирекции годичной давности, которая вызвала большой резонанс в городе?
- Мы действительно нашли в работе ГУ ДОДД массу нарушений, в том числе и во взаимоотношениях с подрядчиками. Мы указывали на то, что были неправильно закрыты акты выполнения работ, что некоторым ГУПам предоставлялись авансы на десятки миллионов рублей, что качество наносимой разметки не соответствовало требованиям ГОСТа, что некоторые виды работ были проведены за короткий промежуток времени дважды и дважды оплачены из бюджета. Эти выводы можно назвать предвестниками проведенных арестов. Предпосылки к этому были еще год назад.
- Каждый год в бюджете Петербурга резервируются огромные средства на работу Управления ветеринарии, но стаи бродячих собак так и не исчезают. Несколько лет назад КСП проверяла ветеринаров и обнаружила массу нарушений. Не собираетесь опять наведаться в Управление?
- Вы правы, в городе очень большое количество бездомных собак. Есть микрорайоны, где живут целые стаи. По этим улицам не пройти. Но то, как расходуются деньги на отлов бездомных собак и на содержание приюта, не вызывает у нас больших замечаний. Бумаги сделаны идеально - все чисто, отчеты подписаны. Хотя в жизни может происходить все, что угодно.
Что касается Управления ветеринарии, то мы добивались того, чтобы госорган в рабочее время не выполнял функции коммерческой структуры. Нельзя госструктуре в рабочее время, получая из бюджета за это деньги, взимать за параллельные виды услуг финансовые средства и называть это внебюджетными источниками доходов, а потом тратить их по собственному усмотрению, не согласуя ни с Комитетом финансов, ни с Губернатором. Таким образом Управлением были приобретены и служебный автотранспорт, и два туристических автобуса. На их территории была оборудована сауна, а также две комнаты, обставленные дорогостоящим кухонным оборудованием. Даже электрогитары были. Они заявили, что у них есть свой вокально-инструментальный ансамбль.
Пробелы в законодательстве были четко использованы некоторыми, я бы сказал, активными сотрудниками органов ветеринарии. Сейчас наши требования услышаны, а нарушения устранены. Вице-губернатор Людмила Косткина с нами согласилась и сообщила, что в течение 2010 года будут созданы автономные организации, которые будут зарабатывать внебюджетные средства. А Управление ветеринарии должно заниматься только теми функциями, которые прописаны у него в уставе.
- Кризис как-то повлиял на финансовую дисциплину бюджетных распорядителей?
- Я думаю, что повлиял в лучшую сторону. Я работаю в КСП 2,5 года и вижу ситуацию в динамике. Все-таки мы проводим и совещания, и обучающие семинары, рассылаем информационную документацию, методические рекомендации. К нам стали прислушиваться. После нашей проверки одного из глав районов исполнительная власть начала проводить у себя семинары. Вице-губернатор, ответственный за работу районных администраций, производил разбор по каждому пункту наших замечаний. Это обнадеживает, потому что люди лучше понимают, где и как надо устранять недостатки.
Хотя, если мы проанализируем, например, работу системы госзаказа, то получится, что порядка 60-70 процентов всех закупок совершается у единственного источника. Сначала затягивается или срывается конкурс. Часто это делается вполне сознательно, чтобы потом иметь возможность закупить товар или услугу у единственного источника - у аффилированной фирмы. Постоянное передвижение сроков закупок приводит к тому, что в течение трех кварталов освоение бюджетных средств составляет 50-60 процентов, а в последние месяц-два идет вал - освоение на уровне 30 процентов - это колоссальные деньги.
- Но есть и обратные примеры, когда госзаказчики вместо того, чтобы закупать услуги у единственного источника, например, аренду автотранспорта у ГУАТП Смольнинское, объявляют открытый аукцион. Говорят, что так дешевле и удобнее:
- Это не вина автопредприятия Смольнинское. Надо работать с Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли и Комитетом по тарифам. Мне кажется, здесь стоит поменять системный подход к расчету этих тарифов и не закладывать в них все издержки, которые несет ГУАТП. Эффективность расходования средств на служебный автотранспорт надо обязательно отслеживать. У нас в плане на 2009 год была проверка ГУАТП, но депутаты на ней не настаивали, и она перешла на 2010-й. Может быть, депутаты считают, что это не те затраты, на которых надо экономить, хотя в период кризиса, я считаю, надо экономить на всем. |