Так получается, что обращение к услугам нотариусов происходит все чаще, прежде всего, потому, что значительно увеличилось количество имущества, находящегося в частной собственности. Если до начала 1990‑х у немногих наших граждан были машины, вклады в Сбербанке, кое у кого домик в деревне, то практически к нотариусу обращаться‑то не с чем было. Когда же у нас стал развиваться институт частной собственности и был принят закон о собственности, ситуация изменилась. За членами ЖСК, выплатившими пай, было признано право собственности на саму квартиру, началась и широко пошла приватизация квартир, которые граждане занимали на условиях найма, развернулись приватизация и акционирование предприятий.
Все это привело к появлению большого рынка гражданско-правовых отношений, что, естественно, потребовало и развития нотариальных услуг. Резко возросло количество имущественных сделок, наследственных дел.
В первые годы, особенно в 1993‑м, когда частный нотариат еще только зарождался в России, наплыв клиентов был очень большой. В Петербурге тогда было около 150 нотариусов, которые перешли к частной практике просто по личному заявлению, без всякого конкурса. На них и обрушилась вся эта лавина учредительных договоров создающихся предприятий, документов на приватизацию квартир, имущественных сделок и наследственных дел. Конечно, справлялись с этим с трудом, страдали и клиенты, и сами нотариусы.
Чтобы ликвидировать очереди, потребовалось очень многое сделать. Прежде всего, был увеличен штат нотариусов — сейчас их в Петербурге 320 человек. Было организовано всестороннее обучение нотариусов, много времени уделялось изучению нового законодательства. Очень активно шло приобретение оргтехники, мы всячески приветствовали выделение ссуд нотариусам на эти цели.
Нынешнее количество нотариусов в городе мы считаем оптимальным. Если нотариату опять вернут удостоверение сделок с недвижимостью, по крайней мере, жилой (сейчас об этом идет речь), то придется штат нотариусов увеличивать. У нас для этого есть резерв — около 160 человек имеют лицензии на право нотариальной деятельности. Сейчас они исполняют обязанности нотариуса в случае его болезни или отпуска, отсутствия по другим причинам. То есть это люди, имеющие опыт практической нотариальной деятельности.
— Надежда Моисеевна, как известно, вступили в силу или готовятся серьезные изменения в законодательстве, регламентирующем деятельность нотариусов. Прокомментируйте их, пожалуйста.
— Кроме проекта изменений в Гражданский Кодекс РФ по расширению функций нотариата принимается сейчас и ряд других законов. С 7 марта этого года вступил в силу закон №405, предусматривающий возможность внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество по исполнительной подписи нотариуса. Но, надо заметить, возможно это только по нотариально удостоверенным договорам залога (ипотеки).
Исполнительная надпись очень широко практиковалась в советские времена в нотариате, более половины нотариальных действий было тогда с этим связано. Не нужно было обращаться в суд, чтобы заставить кого‑то платить квартплату в срок или рассчитаться за товар, взятый в кредит, — очень большой был перечень дел, по которым нотариус мог делать исполнительную надпись. И это оправдывало себя, поскольку серьезно разгружало суды от мелких дел, причем, как правило, бесспорных. Пока это будет касаться только предмета залога, но дальше перечень таких дел будет расширяться.
Сейчас готовится очень активно реформа, которая значительно расширит полномочия нотариуса. Так, при удостоверении сделок по отчуждению недвижимости нотариус сможет сам запрашивать необходимые документы в регистрирующих органах, проводить расчеты через депозитный счет нотариуса. Это, разумеется, позитивно повлияет на рынок недвижимости.
Для того, чтобы поспевать за изменениями в законах, нам, конечно, очень много приходится заниматься обучением нотариусов. К сожалению, нередко законы сейчас пишутся так, что в них очень сложно разобраться. Вот, в частности закон, который мы уже применяем — Закон об обществе с ограниченной ответственностью, где расписано, как нужно совершать такую сделку, как отчуждение долей в ООО. Там есть статья на двух страницах, она так написана, что пока дочитаешь до конца, уже забудешь, что было в начале. Так законы не пишут — они должны быть сформулированы кратко, четко. Закон № 405 тоже написан очень сложно. Кроме того, есть, например, закон об инвестиционном товариществе — это новый вид юридического лица. Закон написан очень тяжело. Мы приглашаем к себе на занятия с нотариусами ученых, чтобы они помогли понять суть того, что хотел выразить законодатель. Но и правоведы говорят, что с трудом разбираются в некоторых законах и признают низкое качество законотворческой деятельности. Когда мы говорим об этом с законодателями, они нам отвечают: а вы поработайте, шишек набейте, потом мы по вашим предложениям закон поправим.
— В прошлом году стартовал проект «Электронная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В чем его суть?
— Нотариусы Петербурга с 1 сентября 2011 года участвуют в эксперименте по передаче в электронном виде в налоговые органы заявлений на регистрацию от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Начинали эту работу 5 нотариусов, а сегодня уже все имеют электронные ключи и готовы к такой работе. На середину марта уже 430 заявлений таким образом было передано нотариусами в налоговую службу. Руководителям предприятий удобна такая форма, им не нужно стоять в очередях у налоговиков, и, конечно, за такой услугой будущее.
Еще одно новшество — с апреля этого года нотариусы смогут пользоваться услугой Северо-Западного банка Сбербанка РФ, запрашивая с помощью электронной подписи информацию о наличии вкладов по наследственным делам. До сих пор это была долгая процедура: нотариус составлял письменный запрос, передавал его наследнику, тот ехал в банк, передавал этот запрос в работу за небольшую плату, в Сбербанке готовили ответ и высылали нотариусу. Теперь эта процедура будет проходить по электронным каналам, быстро, причем в Сбербанке согласились проводить ее бесплатно.
Ведется обсуждение и с Миграционной службой, чтобы нотариусы имели доступ к базе утерянных паспортов. Это важно, чтобы нотариус мог определить, что ему не подставного человека привели для оформления сделки.
Сложнее идут переговоры со службой кадастра и картографии (бывшее ГБР), хотя проблемы там возникают, прежде всего, технологического порядка. Нужны очень большие мощности, чтобы система работала без сбоев. Мы заинтересованы, чтобы документы на регистрацию недвижимости при участии нотариусов тоже оформлялись в электронном виде, причем в Едином центре оформления документов на улице Красного Текстильщика. Пока прием документов и их регистрация идет по районам, что бывает неудобно клиентам, поскольку продажа и покупка квартир нередко происходит по цепочке, в которой задействовано несколько квартир, находящихся в разных районах. Правда, нам обещают пойти навстречу и в этом вопросе.
— Бытует мнение, что нотариусы тормозят деловую активность и что в ряде случаев, например, для подтверждения правомерности образования юридического лица, могут быть приглашены независимые эксперты. Вы согласны с такой точкой зрения?
— Я думаю, что это совершенно далеко от истины. Нотариусы наоборот способствуют тому, чтобы документы были в организациях в порядке, их участие значительно повышает достоверность сделки. Удостоверяя сделку, нотариус тщательно знакомится с документами организации, и если обнаруживает какие‑то недостатки в учредительных документах или других значимых бумагах предприятия, он вряд ли скрепит своей подписью сделку, которая затем может быть подвергнута сомнению или расторгнута в суде.
У меня, например, в практике был такой случай. Приходят ко мне из организации удостоверять сделку. Смотрим полномочия генерального директора — в уставе записано, что генеральный директор избирается общим собранием сроком на три года. Показывают протокол об избрании директора на собрании, которое состоялось десять лет назад. Пришлось объяснять, что в таком случае полномочия действующего генерального директора истекли семь лет назад. Такие вот нюансы могут выясниться при обращении к нотариусу.
Но хочу отметить, что правовая культура в бизнесе растет. Если раньше в некоторых компаниях вообще не могли найти многих документов, регламентирующих их работу, то сейчас, как правило, к нотариусу предприниматели приходят с четко сформированным пакетом всех необходимых документов. В связи с этим и нотариусам легче стало работать с бизнесом. Да и фирм-однодневок стало гораздо меньше.
Зарубежный опыт участия нотариусов в регистрации предприятий показывает нам разные примеры. Мы в последнее время делали ставку на англо-саксонский подход, когда регистрация предприятий осуществляется на заявительной основе. Но есть и опыт таких европейских стран как Германия и Франция, где нотариус присутствует на всех этапах деятельности предприятия — от создания до ликвидации. И никому это не мешает. Необходимо помнить и о том, что в странах с заявительной процедурой регистрации предприятий действует очень серьезная ответственность руководителей юридических лиц за различные нарушения — вплоть до 15 лет тюремного заключения. У нас и такой ответственности нет, нет и органа (после ликвидации Регистрационной палаты), который бы контролировал создание юридических лиц и их деятельность. И бывают такие казусы, когда у нас из одной уважаемой организации к трем разным нотариусам принесли документы, свидетельствовавшие, что у нее три разных директора, причем пакеты документов везде были сделаны формально правильно.
Иногда, чтобы не было подобных ситуаций, предлагают создать институт независимых экспертов. Но зачем придумывать еще какую‑то инстанцию, если нотариус как раз и является таким независимым лицом.
— К нотариусам все чаще обращаются за оформлением доверенности от юридических лиц. Казалось бы рутинное действие. Но всё ли при этом бесспорно?
— Таких документов сейчас действительно много находится у нотариусов в работе. Доверенности выдают на те сделки, которые требуют нотариальной формы, на регистрацию предприятий, для ведения переговоров с зарубежными компаниями и еще на многое другое. Правда, бывает и так, что руководитель заявляет, что абсолютно все свои полномочия он передает другому человеку. Приходится ему разъяснять, что у такого шага могут быть крайне неприятные последствия. Напоминать, что общее собрание избрало именно его директором, наделив всеми правами, а не кого‑то другого. А нередко есть в уставе организации ограничения на действия, которые директор может производить только с одобрения общего собрания. И на это приходится нотариусу обращать внимание.
— Немало нюансов, видимо, возникает и при оформлении наследственных дел, когда это касается наследования доли или акций предприятия…
— У нотариусов становится все больше наследственных дел, когда идет передача доли в ООО и акционерных обществах. Чаще наследуются имущественные права, а будет ли принят наследник в состав владельцев — зависит от того, как это право зафиксировано в уставе. Как правило, вопрос находится в компетенции собрания. Нотариус фиксирует имущественное право наследника, то есть сумму, которую получал бы владелец при выходе из состава акционеров или участников ООО.
Наследственные дела порой бывают очень осложнены тем обстоятельством, что умерший (наследодатель) обладал большим количеством акций, имел решающий голос, и без его участия не могут быть рассмотрены основные вопросы деятельности предприятий. В таких случаях нотариус назначает по договору доверительного управляющего, который действует вместо умершего наследодателя. Такой управляющий назначается на срок до полугода, пока не вступают в свои права наследники. Это тоже своего рода мера охраны наследственного имущества.
— Можно ли говорить о каком‑то обобщенном типе нотариуса? Что необходимо, чтобы соответствовать, по вашему представлению, этой профессии?
— Прежде всего, грамотность юридическая должна быть, большое терпение и доброжелательное отношение к людям. Так получается, что мужчинам у нас сложно работать. Поначалу был их наплыв, но сейчас среди 320 наших нотариусов только 60 — мужчины. Нотариус по сути своей — буквоед, ведь nota — это «буква». Если нотариус не уважает закон и невнимательно читает бумаги, то он не станет хорошим специалистом. И еще важно умение кратко и точно излагать свои мысли на бумаге, не допуская двоякого толкования написанного в документе. Ведь основной принцип деятельности нотариуса — бесспорность.
Надежда Моисеевна Романенко
Родилась в Ленинграде. В 1974 году окончила юридический факультет Ленинградского государственного университета. В нотариате работает с 1967 года.
С 1993-го по 2006-й избиралась членом Правления Нотариальной палаты, вице-президентом Палаты. 21 июля 2010 года большинством голосов общего собрания нотариусов избрана президентом Нотариальной палаты Санкт-Петербурга. |