Мы беседовали с Джулией Ли спустя несколько дней после того, как она первой из женщин Китая поднялась на российском МИГе в стратосферу. Она считает это шагом на пути к своему полету в космос. А пока в Петербурге вместе с Сергеем Крикалевым, руководителем Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина, Джулия объявила о намерении реализовать свои уникальные образовательные методики в деле профориентации молодежи на космические специальности.
В 2000 году Джулия решила посвятить свою карьеру образованию и, вернувшись из США в Китай, основала в Шанхае HCD Global (образовательную технологическую группу). С тех пор компания стала лидером в индустрии инновационного образования для молодежи и руководителей.
— Джулия, вы старались реализовать себя в разных областях жизни. Прыгали с парашютом, пересекали Арктику на собачьих упряжках и пустыню в Намибии в экстремальных условиях. Теперь вот заявили о своей готовности лететь в космос. Откуда основа для таких разнообразных желаний? Идет ли она из детства или эта жизненная позиция сформировалась уже в ходе развития вашей личности?
— Я думаю, что отношение к жизни у меня менялось со временем, как и у всех людей. Оно меняется и к тому, что ценишь, и к тому, что воспринимаешь критически. На данный момент у меня такое кредо сформировалось, чтобы попробовать всё и прожить свою жизнь так, чтобы ощутить всё ее богатство. Но богатство не в смысле материальном, потому что есть такие впечатления и переживания, которые нельзя купить за деньги.
Вторая вещь, очень важная, связана с древней философией и религией (даосизмом, буддизмом), оказавшими на меня очень сильное влияние. Опираясь на них, я считаю, что в жизни нужно помогать другим и, помогая, создавать позитивную энергию.
— А как помогает ваше стремление к экстремальным ситуациям в жизни создавать эту позитивную энергию?
— Позитивная энергия может создаваться и в малом, и в большом. В буддистской религии есть такое понятие «джиджу», когда человек приходит в храм и молится, обычно выходит монах ему навстречу, кланяется и говорит: «Спасибо, джиджу». Если дословно перевести — «вот кто дает». В течение многих веков было неправильное представление об этом. Люди думали, что «дающий» — это дающий деньги, и человеку, пришедшему в храм и дающему деньги, как бы говорят «Спасибо!». Но на самом деле — правильное понимание, и я его придерживаюсь, заключается в том, что это благодарность за позитивную энергию. И начинается такая модель поведения с мелочей. Например, следует общаться с людьми дружелюбно. Это тоже китайским понятием обозначается — «яньши». И это слово тоже означает «улыбайтесь другим как можно больше, чтобы создать позитивную энергию». Также «яньши» означает необходимость видеть хорошее в людях, ценить это хорошее. То есть это тоже способ передачи позитивной энергии.
Другой способ, как мы можем отдать позитивную энергию, связан с понятием «шенчжи». Это понятие означает «тело», «поведение» и «изменение среды», то есть создание новых возможностей для других людей.
И третья составляющая, более сложная, подразумевает оказание влияния, воздействие на уровне мотивации. Человек понимает, что нужно что-то сделать, но для этого нужно создать ему мотивацию.
И вот тут мы подходим к экстремальным видам спорта. Как раз полет в стратосферу я по двум причинам совершила. Во-первых, по эгоистичным соображениям, поскольку очень хотела это сделать. А второе — это было нужно и для других. Почему? Поясню. Что касается моей личной цели, то у меня была боязнь высоты. У меня такая натура, что я стремлюсь не уворачиваться от проблемы, а бросить ей вызов. Я сама себе бросаю вызов. И мой первый прыжок с парашютом тоже исходил из желания преодолеть эту боязнь. Когда я была уже в самолете, то не могла даже двигаться, и меня просто вытолкнули за борт.
— Правильно ли я понимаю, что вы стремитесь испытать себя в крайних ситуациях, чтобы лучше чувствовать обыденное, нормальное состояние?
— Да. Потому что кроме преодоления себя важна и передача информации об этом процессе другим людям. Если я могу это сделать, значит, и другие тоже смогут. Сумеют, как и я, выйти за пределы зоны комфорта и совершить что-то необычное.
Я думаю, чтобы добиться успеха в любой сфере: в бизнесе, в любви, в супружеских отношениях — нужно выводить свой потенциал на максимум. Люди же в нашем обществе, наоборот, склонны себя ограничивать.
Приведу такой пример. Техническое устройство самолета МИГ позволяет подняться в высоту на 17,5 км. Но, как объяснили пилоты, если разогнаться в высоту с максимальной скоростью, то можно добраться до отметки 22 км. А уже с высоты 19 км вы видите другой мир. И этот пример показывает, как можно превзойти свои пределы.
Русские люди очень продвинуты в военных технологиях, в искусстве, во многих других сферах. Приехав в любую страну, я хочу самое лучшее в ней увидеть, попробовать, встретиться с этим. И один из способов у меня обогатить свою жизнь, достигнуть максимума своего потенциала — постараться встретиться с лучшими людьми, сделать для этого все возможное и невозможное.
— Как это все помогает в организации вашего основного дела — бизнеса в образовании?
— Я сама ученица и считаю, что жизнь — это процесс учения. Я уверена, что сначала вы должны предстать перед разными искусствами и науками, увидеть то, что есть в мире, а потом на этой основе вы сможете сами создавать то, что вы хотите в выбранной области, как я, например, в сфере скульптуры.
Я верю в теорию обучения посредством опыта. Я помогаю разным людям — от крупных менеджеров до старших школьников — обучаться тому, что я считаю необходимым узнать. И я также показываю, каким способом это можно узнать.
— В основе развития любого бизнеса лежит его эффективность. За счет чего вам удается добиваться успеха?
— Люди в Китае, уже прошедшие традиционное обучение, ищут что-то новое, они хотят взглянуть на свои знания с какого-то другого угла. Это дает им конкурентное преимущество, и поэтому есть спрос на такую подготовку.
Мы работали с компанией Alibaba Group (она единственная в своей области, виртуальная), помогая ей выработать свою стратегию на 5 лет. Они хотели увидеть с нетрадиционных позиций, как работает общество, его различные звенья. И этот новый взгляд позволил им сформулировать успешную стратегию.
Нам довелось также работать с рядом других крупнейших компаний Китая, в том числе банком, а также компанией, которая занимается ядерной энергией. Для последней тоже было очень важно выработать новые подходы к своему развитию в условиях, когда в мире утверждается новый взгляд на энергетику и идет борьба за внедрение чистых видов энергии — энергии ветра, солнца… Мы помогали им думать, как говорят, «вне коробки», искать для ядерной энергетики нестандартные подходы.
Крупные компании хорошо оплачивают подобные поиски, а такие люди как я достаточно ненормальные, чтобы быть творческими и предлагать неожиданные решения. Мы как повара, которые соединяют много разных ингридиентов на основе своих практик, а потом в нужной комбинации представляют уникальное блюдо. В нашем случае — нетрадиционный выход из ситуации.
— Когда в компании или конкретный человек уже предварительно настроены на поиск нестандартных решений, легче добиться успеха. А приходится ли вам заниматься с людьми, которые понимают пользу образования и инноваций, но требуется подталкивать их в этом направлении, создавать дополнительную мотивацию?
— С разными людьми приходится сталкиваться, на разных этапах их жизни. Наша задача — помочь им испытать подъем творческой энергии, а не заставить их делать то, что хотим мы. Иногда важно просто максимум усилий приложить в деле, которым занят, — и выходишь на новый уровень…
— Интересно узнать ваше мнение: если человеку никак не удается реализовать себя в своем деле, что оптимальнее — менять полностью свою профессию, род занятий бизнесом или пытаться найти новый взгляд на то, чем он занят?
— Здесь нельзя дать универсального рецепта. Бывает так, что люди не могут добиться успеха из-за каких-то внешних обстоятельств, а случается и так, что люди что-то неправильно делают сами, или, действуя безошибочно, просто не доводят свой потенциал до максимума.
— Как вы считаете, в сегодняшнем Китае создается ли общественная атмосфера стремления к знаниям? Является ли это частью государственной политики? Или, как сегодня в России, образование становится сугубо индивидуальным делом каждого, кто понимает его значение для своего собственного будущего?
— Китай — огромная страна, и часто со стороны видят только то, что хочет показывать правительство: красивые города, шикарные новые здания… На самом деле ситуация в обществе гораздо сложнее и заметно отличается от того, что показывают китайские СМИ, имеющие монополию на информацию в стране. В Китае очень сложно получить лицензию на медийную компанию, а такие ресурсы как Facebook, Twitter заблокированы.
У Китая долгая история в области образования. Двадцать лет назад у нас у всех были равные права в получении образования, а теперь эта ситуация изменилась. В Китае сейчас действуют государственные программы финансирования качественного образования, но очень трудно попасть в такую программу. Средства центральным правительством спускаются на местный уровень, их распределяют чиновники, а это создает основу для злоупотреблений. И всем хорошо известно, что родители дают взятки за обучение своих детей, а чиновники их берут. Это создает ненормальную атмосферу в обществе, открывает путь к качественному образованию только тем, кто может платить большие деньги. А многим талантливым детям из провинции вообще не удается получить хорошую профессию именно из-за такой дискриминации.
Кстати, хорошо зная потребности китайских компаний в специалистах, мы реализуем программы так называемого третичного образования, помогая талантливым молодым людям из провинции обрести достойную работу. Мы бесплатно учим их на интенсивных тренингах, знакомя с требованиями ведущих корпораций. Когда такие наши воспитанники устраиваются на работу, они часть своей зарплаты возвращают нам в качестве отложенной платы за обучение.
Для меня очень важно формировать в процессе занятий дух командной работы, философию роста вместе с другими участниками обучения и совместной деятельности.
Не случайно и название нашей компании переводится как «Побеждать вместе». В бизнесе необходимо разделять и практиковать единые ценности и правила. Бизнес — это игра, и чтобы победить в ней, нужно быть и хорошим игроком, и сильной единым духом командой. |