— Предновогодний ажиотажный спрос на потребительском рынке недобросовестные производители и продавцы зачастую используют для сбыта некачественных товаров. Что возглавляемый Вами Центр предпринимает для нейтрализации таких действий, сокращения ущерба для покупателей?
— Да, действительно, такая проблема существует. Накануне больших праздников, чтобы удовлетворить повышенный потребительский спрос, производители увеличивают объем выпускаемой продукции, и риск появления на рынке некачественного товара увеличивается. В 2010 году, в рамках Мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, мы сделали закупки традиционных на новогоднем столе петербуржцев товаров. Это колбасные изделия, майонез, шампанское, икра и другие продукты. Продукция закупалась и исследовалась в ноябре — декабре. Сделано это было для того, чтобы, во-первых, вовремя убрать с прилавков некачественный товар, а во-вторых, помочь петербуржцам избежать покупок продукции сомнительного качества. Мы разместили информацию о результатах проверок на сайте Центра контроля качества в разделе «Мониторинг пищевых продуктов». Итоги, кстати, нас ничуть не удивили — пятая часть образцов не соответствуют нормативным документам — ГОСТам, СанПинам, техрегламентам.
— Согласны ли Вы с утверждением, что сегодня призвать к ответу недобросовестного производителя становится все труднее? Достаточно ли у Вашего Центра реальных рычагов, позволяющих влиять на ситуацию на потребительском рынке города?
— Работа по защите потребительского рынка от некачественной продукции в Санкт-Петербурге ведется системно, как городскими, так и федеральными контрольными органами. Причем, на местном уровне проходит целый комплекс мероприятий. Хорошо понимаю, почему горожане находятся в постоянном напряжении от информации о плохом качестве продукции, реализуемой в Санкт-Петербурге. Меры воздействия на недобросовестных производителей в рамках закона сегодня явно недостаточны.
Принятый в 2009 году 294-ФЗ разрешает проверять предприятия один раз в три года. Причем эти проверки — плановые, когда предприятие заранее предупреждают о визите инспекции. В этих условиях производитель не боится нарушать и технологию производства, и технические регламенты, и вообще заниматься фальсификацией, подменяя сырье более дешевым. Такое положение дел подтверждают и результаты проводимого нашим Центром по заказу Правительства города Мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых торговыми предприятиями.
В 2009 году мы провели экспертизу 480 образцов пищевой продукции основных групп товаров потребительской корзины и получили треть забракованных продуктов. В этом году ситуация повторилась — из 678 образцов снова треть оказалась не соответствующей нормативным документам. Итоги подводили ежеквартально, чтобы иметь четкий срез рынка. Производителям мы направляли официальные письма с требованиями устранить нарушения. Но, проанализировав итоги трех кварталов, мы обнаружили, что среди недобросовестных одни и те же. Мое личное мнение — такие предприятия надо закрывать. Сегодня принятие таких решений находится в компетенции только Роспотребнадзора, куда мы ежемесячно отправляем указанные данные. Пока же меры воздействия ограничиваются наложением административных взысканий в виде штрафов в 5–10 тыс. рублей.
Официальные итоги мониторинга были подведены 20 декабря. При опубликовании результатов мы настояли на том, чтобы предприятия-нарушители были названы поименно. Кто-то спросит: а почему раньше этого не делали? Чтобы нас не обвинили в том, что мы кошмарим бизнес, у нас ведь совсем другие задачи. И все-таки общественное освещение полных данных я считаю хорошим прецедентом. Теперь будем ждать действий Роспотребнадзора и прокуратуры.
Проведение подобных мониторингов — один из возможных рычагов воздействия на ситуацию на потребительском рынке, которых сегодня у Центра явно недостаточно. Однако эта работа необходима, чтобы отслеживать ситуацию. Хочу посоветовать горожанам почаще заглядывать на сайт Центра www.quality.spb.ru, чтобы получать полезную для себя информацию по конкретным товарам и производителям.
— Наши классики ввели понятие «осетрины второй свежести». Применительно к работе Вашего Центра, можете ли Вы контролировать соответствие цены и качества товара, например, когда под видом свежих овощей или рыбы по высоким ценам продаются замороженные продукты?
— Нет, в рыночных условиях на это влиять очень сложно. На рынке 1 кг картошки может стоить и 30, и 50 руб-лей — цену определяет сам продавец. В сетевых магазинах существует ценовая конкуренция. При закупке продуктов сетевые структуры проводят электронные аукционы по подбору поставщика, где устанавливают определенные требования для того или иного товара. Когда на таком аукционе, к примеру, цена колбасы падает до 20 руб. за килограмм, надо понимать, что хорошего качества она не будет. Мы как-то обратились в один сетевой магазин с требованием убрать с продажи творожок, который был ненадлежащего качества и не соответствовал нормативным документам по ряду показателей. Ответ сетевика был таков: этот товар пользуется популярностью у наших покупателей, он хорошо продается, и мы его убрать не можем.
Конечно, такая ситуация не везде. В большинстве торговых сетей есть службы качества, хорошо построена система менеджмента качества, ведется серьезная работа с поставщиками. В некоторых торговых сетях принято такое решение: если два раза они увидели в наших отчетах негатив на одного и того же производителя, его выкидывают из торговой матрицы. Для производителя это грозит достаточно большими убытками.
— А считаете ли Вы действенными те штрафные санкции, которые были предъявлены ряду сетей в связи с выявленным ценовым сговором?
— Отдать в качестве штрафа 15 % от оборота — это ощутимо для предприятия торговли. Но если смотреть на ваш вопрос шире, то проблема, на мой взгляд, в том, что 80% потребительского рынка Петербурга сегодня занимают сетевые магазины, которые таким образом имеют возможность диктовать потребителю, что ему покупать и за какую цену.
— Так получилось, что мы обратились к анализу негативных моментов на потребительском рынке. А что делает Центр для продвижения лучших товаров, их производителей и продавцов?
— Для петербургских предприятий есть возможности для продвижения своей лучшей продукции через Систему Конкурсов по качеству «Сделано в Санкт-Петербурге», которая действует уже в течение шести лет. Золотой знак «Сделано в Санкт-Петербурге» — этот наш петербургский знак качества, учрежденный Правительством города, его в конце каждого года получают те петербургские предприятия, которые доказали, что могут обеспечивать жителей города товарами, услугами и работами высокого качества. Знак производители размещают на упаковке продукции, чтобы помочь покупателю с выбором по-настоящему качественного товара. Центр предоставляет возможность этим предприятиям участвовать в ряде выставок, в том числе и в Москве, под единым брендом «Сделано в Санкт-Петербурге». Проводятся специальные акции, дегустации для специалистов, организуются публикации в СМИ, что также способствует продвижению лучших.
На самом деле, как бы кто не относился к конкурсному процессу, такие инструменты по выявлению лучшего всегда полезны — они помогают потребителю правильно сориентироваться в выборе, а предприятиям — в каком направлении работать дальше.
Могу сказать, что в целом способность петербургских предприятий поддерживать высокое качество сегодня заметно возросла, что является хорошим показателем развития экономики нашего города.
— Уходящий год был урожайным в плане законодательных нововведений в области контроля качества: отмена сертификации, санитарных норм. Как Вы считаете, с чем связаны эти изменения? Как они могут сказаться на качестве товаров?
— Это было связано с либерализацией нашего рынка, со вступлением России, Беларуси и Казахстана в Единый Таможенный союз. Но санитарные нормы никто не отменял, отменили санэпидзаключение на продукцию. Обязательную сертификацию перевели в разряд декларирования, целиком переложив ответственность за качество продукции на производителя. То, как он с этой ответственностью справляется, мы уже обсудили. К примеру, теперь сам производитель устанавливает сроки реализации продукции. И вот мы видим в продаже творожок без консервантов, как заявлено на упаковке, со сроком хранения 30 суток. Это прямой обман потребителя, так как такой творожок может храниться не более 4 дней. Раньше Роспотребнадзор проводил санэпидэкспертизу, когда продукты специально закладывали на исследования и на основе результатов устанавливали сроки их годности.
Плоды законодательных изменений мы уже пожинаем, подводя итоги нашего мониторинга. Белорусские, эстонские молочные продукты, которые еще недавно нам очень нравились, стали попадать в список несоответствующих нормативным документам. И это не политика, это — реальность.
В связи с такой ситуацией проведение мониторингов крайне необходимо. В 2011 году, в соответствии с утвержденной Правительством Петербурга Программой защиты прав потребителей, из бюджета снова будут выделены деньги на проведение данных работ. Программа рассчитана на защиту и просвещение потребителей.
— Какие конкретные задачи будет решать Центр в следующем году?
— Как и всегда, будем заняты защитой потребительского рынка Санкт-Петербурга. В Центре ни на минуту не умолкают телефоны «горячей линии».Наши эксперты помогают жителям в решении конфликтных ситуаций, консультируют по вопросам применения норм Закона «О защите прав потребителей». Кроме пищевой продукции для потребителей производится экспертиза обуви, технически сложных товаров бытового назначения.
Конечно, в связи с действием 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» специалистам Центра стало сложнее осуществлять поставленные задачи. Поэтому в 2009 году мы выступили с инициативой заключения Соглашения с торговыми предприятиями города, в рамках которого специалисты Центра могут оперативно проводить проверку качества и безопасности товаров, на которые поступают жалобы потребителей. На нашу инициативу откликнулись крупные торговые сети. Они пускают наших специалистов для отбора образцов на месте продажи. Данный товар проходит лабораторные исследования в испытательной лаборатории «Петербург-Экспертиза», которая входит в структуру Центра. Мы готовы заключить данное Соглашение со всеми торговыми организациями, будь это сеть магазинов, отдельный универсам или индивидуальный предприниматель, и совместно действовать, чтобы предотвратить поступление на потребительский рынок города некачественных и опасных пищевых продуктов
На самом деле, на продукты питания жалуются сейчас все меньше. Мы наблюдаем другую тенденцию: к нам все чаще стали обращаться организации с просьбой проведения экспертизы программных продуктов. На этом направлении в Центре работает целый отдел. Еще пару лет назад основная экспертиза велась по оценке признаков контрафактности аудио- видеопродукции. Такую работу в городе проводит, конечно, не только наш Центр, этим системно занимаются и в структуре МВД. Но в том, что в городе процентов на тридцать стало меньше лоточников с пиратскими дисками, я считаю, есть и наша заслуга.
Желаю всем в следующем году получать больше позитивной информации. Центр контроля качества со своей стороны будет стараться, чтобы качество жизни петербуржцев неизменно повышалось.
|