Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Пищевики запутались в торговых сетях - ЭиВ N 44 (766)
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Торговля
Пищевики запутались в торговых сетях
No. 44 (766) 23.11.2009
Антон Юдаев
Участники IX Петербургского продовольственного форума "Торговля большого города" попытались выяснить - в одной или все-таки в разных лодках находятся торговые сети и производители продуктов питания.
Отношения между торговыми сетями и производителями никогда не были идеальными. По мере роста могущества сетей, постепенно монополизирующих дистрибуторские каналы, производители чувствуют себя все более беззащитными. Для них не попасть в сеть означает серьезно осложнить себе процесс реализации готовой продукции, но и сотрудничество с сетями бывает опасным и может разорить даже успешные компании.

Жизнь заставила поменяться ролями
По мнению генерального директора консалтинговой компании "Real Work Management" Петра Офицерова, особенность работы с торговыми сетями заключается в более сложных договорах (до 75 страниц), высокой ответственности за взятые обязательства, а также в достаточно медленном процессе изменений условий взаимодействия. По словам эксперта, есть также и психологический момент, заключающийся в смене ролей: если раньше производители позволяли торговле зарабатывать на их продукции, то теперь сети позволяют производителям зарабатывать вместе с ними.

Тем не менее и в сложившихся условиях сотрудничество с сетями может принести поставщикам выгоду. Для этого, считает П. Офицеров, на этапе ведения переговоров нельзя допустить заключения заведомо кабальных договоров, способных разорить поставщика, как это часто случается. "Большинство переговоров проигрывается производителями еще до входа в сеть", - констатирует эксперт.

Если крупные федеральные сети для производителей в большинстве случаев являются неравным и даже опасным партнером, то так называемые "независимые сети", сосредоточенные в основном в регионах, наоборот, стремятся к равноправному сотрудничеству даже с малым бизнесом. По словам директора Союза независимых сетей России Ирины Канунниковой, посадить производителя и сетевика в одну лодку способны закупочные объединения, доказавшие свою жизнеспособность за рубежом.

"Назовите мне любую страну, и я вам скажу, кто там является ведущим игроком в качестве закупочного объединения. К сожалению, мы уделяем мало внимания этим формам кооперации. А за счет них мы сможем эшелонировать производителя, который будет работать с сопоставимым сетевым игроком", - считает И. Канунникова. По ее мнению, развитие такой кооперации позволит не только разнообразить ассортимент, представленный на прилавках сетевых магазинов, но и будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса.

Коробейники XXI века
Условия кризиса и сложности сотрудничества с ритейлерами заставляют производителей искать новые формы дистрибуции. Гендиректор ООО ПК "Петербурженка" Александр Вихорев, например, вернул из забытого прошлого автолавки, с которых компания торгует своими мясными деликатесами. Пока по Петербургу разъезжает всего 10 таких автолавок, но к концу года их количество может утроиться. Цены в таких автолавках ниже, чем в сетях на 50-60 рублей.

По словам А. Вихорева, фирменная торговля имеет ряд преимуществ. Это мобильность и доступность, это экономическая целесообразность и реклама, это хороший канал сбыта продукции и поддержка бренда производителя.

Правда, чтобы развивать свою розничную сеть, пусть даже в таком простом варианте, предпринимателям необходимо запастись большим терпением. Александр Вихорев оценивает требования, предъявляемые администрацией города к торговле на колесах, как очень серьезные. Немало и проверяющих организаций, способных свести на нет все попытки компании-производителя развернуть фирменную торговлю.

По мнению известного экономиста, президента компании "НЕОКОН" Михаила Хазина, будущее именно за такими торговыми новациями. Интерес потребителей к маленьким и дешевым магазинам и рынкам будет только расти. Сети же, по словам эксперта, во время кризиса неизбежно столкнутся с серьезными трудностями, связанными с тем, что площади у них большие, а предлагать на них покупателям в условиях, когда спрос опускается в самые дешевые сегменты продовольственного рынка, будет просто нечего. "При этом, - говорит М. Хазин, - на сетях висят огромные кредиты, по которым надо расплачиваться". А в условиях сокращения товарооборота сделать это будет гораздо сложнее, чем прежде.
Другие материалы рубрики
КОМПАНИИ И РЫНКИ
Торговля
30.03.09Концептуальные устремления торговли
Название семинара, который недавно прошел в отеле «Москва», говорит само за себя: «Итоги 2008 года и концептуальные направления развития потребительского рынка Петербурга»
30.03.09Неблагонадежные сосиски и соки
По наблюдениям экспертов из обществ защиты прав потребителей, с наступлением кризиса резко увеличилось количество жалоб на некачественные продовольственные товары
30.03.09Ритейл запутался в сетях
При оптимизации кредитных портфелей во многих банках в последнее время стараются снизить долю ритейла
18.10.10Торговля в глобальной сети
Рынок Интернет-торговли оказался непоколебим. Финансовые бури не затронули его так серьезно, как другие сферы бизнеса. Наоборот, покупатели, пытаясь сэкономить, обращались в маленькие виртуальные магазины. Компании — продавцы готовы предложить завлекательные варианты. Массовое вовлечение в виртуальный торговый мир — это дело времени
18.10.10Приграничная активность
Администрация Псковской области: чтобы «заработать» на приграничном положении региона, нужно создавать условия для бизнеса
02.02.09Урок новогодних распродаж
По предварительным оценкам, объем продаж розничной торговли в Вологодской области в дни новогодних и рождественских каникул сократился к прошлому году на 13%
02.02.09Жизнь — не сахар
За новогодние каникулы заметно опустели полки псковских магазинов, в том числе сетевых
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru