Поводом для этого стали слухи о том, что кризис в начале 2009 года сильно ударил по торговым сетям, и многие из них — на грани банкротства. Но так ли это на самом деле?
В России свыше трех сотен сетей, а заявили о своей финансовой несостоятельности всего три. Причем, кризис только ускорил неизбежную развязку для них. Пока на розничном рынке мало что изменилось вопреки мрачным прогнозам аналитиков.
Консультанты по финансам и торговой недвижимости в очередной раз дали маху: в марте не поднялась ожидаемая ими волна банкротств. Аналитики поспешили объяснить свой «прокол» тем, что, по‑видимому, часть сетевиков нарочно преувеличила свои проблемы: таким способом их владельцы надеялись получить от государства помощь, субсидии по кредитам.
Однако доступ к казенной «кормушке» получили далеко не все. И тем не менее выкрутились. Оказалось, что в распоряжении предпринимателей целый арсенал инструментов для реструктуризации бизнеса: кредиты заменили отсрочки для поставщиков товаров (они увеличились до 3–4 месяцев) и вексельные схемы расчетов, оптимизированы логистика поставок и ассортимент на прилавках, активизирован маркетинг для ускорения товарооборота, снижена до минимума маржа магазинов. Все это позволило многим ритейлерам заткнуть образовавшиеся финансовые бреши.
Ослабление рубля по отношению к доллару и евро пока не привело к обвальному росту стоимости товаров, который ожидали эксперты. Во-первых, на Западе кризис привел к снижению цен на многие товары. А во‑вторых, неожиданно выяснилось, что доля реального импорта на прилавках гораздо ниже, чем ранее утверждали эксперты. Многие товары маскировались под зарубежные. А на самом деле имели отечественное происхождение. Это еще раз послужило доказательством тому, насколько непрозрачен российский потребительский рынок.
Кризис также выявил, насколько регулирование розничной торговли на сегодня, с точки зрения законодательства, очень сложный процесс. Рынок даже в крупных городах СЗФО только казался «цивилизованным». В действительности он был и остается крайне нестабильным. О его структурированности и зрелости сегодня говорить преждевременно. Доминирование крупных торговых сетей во многом иллюзорное.
Во-первых, оно реализовано в лучшем случае на локальных рынках. Во-вторых, многие сети в 2007–2008 гг. ускоренно росли только для того, чтобы со временем подороже продаться. В-третьих, масштаб российских сетей на нынешнем этапе не сопоставим с европейским ритейлом. И многие отечественные предприниматели предполагали, что рано или поздно международные компании активизируют свой бизнес в России, как это произошло, например, в странах Балтии.
Многие ожидали, что нынешний кризис станет удачным периодом для усиления присутствия иностранных сетей в СЗФО. Однако уровень их проникновения на нынешнем этапе ограничен отдельными зонами. В связи с этим, похоже, развеивается и еще один миф: о том, что западные компании сумеют организовать бизнес в РФ с минимальными издержками. |