Такого снижения покупательской активности не наблюдалось в области со времен дефолта. Да иначе и быть не могло. Ведь кошелек вологжан, из которого пытались в дни потребительского бума «взять в долг» ритейлеры, становится все более худым, хотя область по-прежнему считается одной из самых благополучных в стране по части доходов населения.
Проблемы с банковскими кредитами вынудили ритейлеров больше внимания уделять интересам потребителей. Нашлись даже сети, которые добровольно снизили торговую наценку на самые ходовые товары. По существу, было предпринято нечто похожее на «заморозку» цен. Но и это не спасло.
Как информировали в правительстве области, все крупные предприятия в Вологде и Череповце формально остаются работающими. Однако есть и такие, как Вологодский подшипниковый завод и «Электротехмаш», которые продлили новогодние «каникулы» до 1 февраля. Такой же маневр предприняли некоторые строительные организации и предприятия малого бизнеса. Кто из них прекратит работу, а кто возобновит производство — прояснится к середине февраля.
В результате вологодский потребительский кошелек за последние три месяца отощал, по мнению экспертов, примерно на 15 %. В таких условиях предпочтения покупателей смещаются к более дешевым товарам. Это представляет опасность для магазинов среднего и высокого классов, поскольку они рискуют потерять часть своих клиентов, которые перейдут в магазины уровнем пониже.
— До кризиса ритейлеры области развивались довольно высокими темпами, — сказал руководитель одной из вологодских сетей, просивший не называть его фамилии. — Чтобы найти средства для развития, они брали кредиты и даже выпускали ценные бумаги, продавали доли в компаниях. В результате их долговая нагрузка достигла критических показателей.
И все-таки вологодским ритейлерам надо отдать должное. Они не паникуют, а ищут пути решения проблем. Что, по их мнению, можно предпринять? Поскольку идет перераспределение потребительского спроса, то надо пересматривать инвестиционную политику, искать альтернативные источники финансирования, оптимизировать планы развития и сокращения затрат. Причем на всем пути движения товаров от производителя к поставщику.
Изменения должны, конечно, затронуть, прежде всего, ассортимент. Не исключено, что покупателям следует ожидать появления новых «не брендовых» продуктов. Надо улучшать и качество сервиса за счет привлечения более квалифицированного персонала.
Так что главный урок новогодних распродаж для ритейлеров состоит в том, что надо повысить эффективность своей работы. |