В конце сентября с инвестиционными возможностями Псковской области знакомились участники международного бизнес-форума «Псков-2010». На приглашение организаторов откликнулось свыше двухсот представителей органов власти, деловых и научных кругов, дипломатических и торговых миссий из регионов России, Эстонии, Латвии, Дании и Германии.
Под лежачий камень вода не течет
— Надеюсь, форум позволит сформировать представление о Псковской области как о регионе, готовом активно работать с потенциальными партнерами, — сказал первый вице-губернатор Сергей Перников.
Подобные надежды не раз выражались и раньше, однако жизнь неизменно корректирует слишком оптимистичные заявления.
Тем не менее удается кое-что делать — было бы желание. Новая администрация Псковской области последние два года такое желание демонстрирует активно. Губернатор Андрей Турчак является руководителем рабочей группы Госсовета РФ, занимающейся формированием инвестиционной привлекательности регионов. Уже несколько лет при полпреде Президента РФ в СЗФО работает координационный совет по приграничному сотрудничеству. В феврале нынешнего года аналогичная структура появилась при администрации области.
В середине сентября в Пскове руководителями администрации региона, Северо-Западного таможенного управления и Северо-Западного территориального управления Росграницы подписан протокол о взаимодействии в таможенном оформлении и контроле товаров непосредственно в приграничной зоне с одновременным ее обустройством.
Вслед за этим в Риге, после двух лет согласований, было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между администрацией Псковской области и министерством экономики Латвии. Ожидается решение правительства РФ о придании пограничному Печорскому району статуса свободной экономической зоны.
Перспективный приоритет
Административные подвижки «сверху» подкрепляются мерами «снизу». «В настоящее время в Псковской области для инвесторов создан режим максимального благоприятствования, — подчеркнул Сергей Перников. — Принят региональный закон об инвестициях, по которому предпринимателям предоставляются налоговые преференции в течение первых пяти лет, а стратегическим инвесторам обеспечивается полное административное сопровождение». Это уже позволило начать реализацию крупных проектов в сельском хозяйстве и машиностроении с участием инвесторов из Австрии, Дании, Эстонии и Латвии.
Доказал свою своевременность уже упомянутый координационный совет. Им одобрены восемь инвестиционных проектов по созданию на границе таможенно-логистических комплексов (ТЛК). Причем строительство трех из них уже начато. Для региона это очень хорошие деньги: каждый такой ТЛК стоит около 10 млн евро.
Это направление является одним из приоритетных в социально-экономическом развитии региона. «Сегодня 5 % российского импорта и 5 % экспорта проходят транзитом через Псковскую область, — заметил в этой связи Сергей Перников. — Мы видим возможность локализовать обработку транзитных грузов на территории региона».
Создание ТЛК — это не только новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления в бюджеты области и муниципалитетов, но и, по словам вице-губернатора, шанс «оживить приграничные территории, которые нуждаются в дополнительном населении». Ведь строительство таких комплексов потянет за собой социальную инфраструктуру и сопутствующий бизнес.
Перспективы приграничья участников форума впечатлили. Оказывается, можно решать проблемы приграничного сотрудничества и в условиях ограниченной правовой базы. Если уметь договариваться. Многие, например, с удивлением узнали, что теперь представители псковских СП с участием латвийского и эстонского капитала могут пересекать границу в льготном режиме.
Предельно конкретно
Организаторы форума постарались уйти от очередного непродуктивного обсуждения проблем (они решаются на другом уровне) и наполнить общение максимально конкретным содержанием. Чтобы не терять время на совместные заседания, участники общались в тематических секциях.
Их стоит назвать, чтобы понять, где и в чем администрация области надеется найти общие интересы с потенциальными партнерами из ближнего и дальнего зарубежья. Это сельское хозяйство и пищевая промышленность, туризм и туриндустрия, логистика, использование местных видов топлива и реформирование ЖКХ, ну и, естественно, поддержка малого и среднего бизнеса.
«Якорные» проекты
Такой подход оказался продуктивным. Обсуждались не столько возможности, сколько конкретные проекты. В частности, паромное сообщение по Чудскому озеру и там же, в Печорском районе, строительство яхтклуба как центра водного туризма. Датчане намерены построить экологически чистый откормочный комплекс на 100 тыс. свиней и поставить несколько модульных мини-котельных, работающих на торфе и щепе, чтобы продемонстрировать, что такое энергоэффективность.
Но «якорными» проектами, по выражению Сергея Перникова, безусловно, станут транспортно-логистические комплексы. Вокруг них появятся территории с полным социально-инженерным пакетом — дороги, жилье, связь, объекты ЖКХ и сервиса, школы, детсады, больницы — все, что нужно для комфортного проживания обслуживающих границу людей. Ну и, конечно, сопутствующая инфраструктура для водителей и туристов — объездные пути, автонакопители, АЗС, ремонтные мастерские, кафе и прочая придорожная «мелочь».
Тут большой простор как непосредственно для бизнеса, так и для государственно-частного партнерства, для участия бюджетных денег и частного капитала, в том числе иностранного. Участников форума даже свозили на границу, чтобы они вдохновились начатыми преобразованиями. |