Около 200 произведений живописи и графики, представленные в корпусе Бенуа Русского музея, знакомят с одиннадцатью представителями известной в мире искусства фамилии Маковских. Она так и называется “Семья Маковских”
Выставка открывается произведениями Константина Маковского. Он и его брат Владимир занимают основную часть экспозиции. Как отмечает куратор выставки старший научный сотрудник Русского музея Надежда Большакова, до сих пор есть масса мифов, которые “разводили Константина и Владимира”, относя Владимира к художникам социального плана, а Константина - к салонным.
“Идейно они расходились, но дружили между собой, вместе выполняли церковные заказы, помогали сестре Александре и больному с детства туберкулезом Николаю”.
Нынешняя экспозиция дает представление о Константине Маковском не только как о гениальном художнике, выполнявшем портреты по заказам представителей высшего света, хотя невозможно не восхититься его мастерскими портретами. К примеру, графа Муравьева-Амурского, 150 лет назад подписавшего с китайцами Айгунский договор, по которому за Россией была закреплена огромная территория на востоке страны.
А портрет писателя Григоровича! Того самого, который сказал о молодом Достоевском: “Новый Гоголь родился!”, открыв тем самым миру русского гения. В конце концов, портрет детей Дмитрия Стасова, дочь которого Елена впоследствии станет непоколебимой большевичкой, секретарем ленинской “Правды”.
Даже удивительно, что кто-то в советское время мог оскорбить Константина Маковского званием “салонного художника”, человека, возможно, первым запечатлевшего Стасову еще совсем девочкой.
А ведь есть еще масса чудесных работ из жизни русской деревни: “Дети бегущие”, “Уборка сена”, “Жница”, “Крестьянский двор”, иллюстрации к “Мертвым душам”. Рисунки к поэме Гоголя “Мертвые души” есть и у брата Владимира, они также представлены на выставке.
Владимира все-таки не зря называли социальным живописцем. В этом плане совершенно потрясающа работа Владимира Маковского “Беседа идеолога-практика и материалиста-теоретика”, датированная 1900 годом. На холсте двое колоритных мужчин отстаивают друг перед другом свои воззрения. Происходит это на фоне висящих на стене портретов государыни Александры Федоровны и государя Николая II, среди белья, развешенного женой одного из участников спора; женщины, занятой в прямом смысле делом практическим и материальным.
Даже ради этих нескольких перечисленных работ стоит прийти на выставку “Семья Маковских”. К счастью, на ней ждет знакомство с творчеством еще девяти представителей этой династии.
|