Одна выставка, расположенная сразу в двадцати залах Зимнего дворца?! Разве такое бывает? Бывает. И название ее вполне оправдывает размах: “Пещеры тысячи будд. Российские экспедиции на Шелковом пути”.
Посвященная 190-летию Азиатского музея, ставшего первым хранилищем сокровищ, привозимых русскими исследователями из районов Средней Азии, а ныне имеющего статус Института восточных рукописей Российской академии наук, выставка работает в залах искусства Дальнего Востока и Центральной Азии.
Сразу несколько слов следует сказать о Великом шелковом пути. Так его назвал в 1877 году немецкий географ Карл фон Рихигофен. А земли эти, по которым проходил знаменитый караванный торговый путь, в середине позапрошлого века привлекали внимание и путешественников, и исследователей. Они-то и открыли миру своеобразную культуру, которая была европейцам абсолютно неизвестна и потому мало понятна.
- Российская практика - археологическая, географическая, политическая - опиралась на очень серьезный фундамент русских академических исследований, - поведал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Открытие буддийских памятников Центральной Азии воплотило в жизнь давнюю мечту отечественной науки - проводить полевые исследования в буддийском мире. Не случайно символической фигурой русских исследований там стал великий русский индолог и буддолог Сергей Федорович Ольденбург, многолетний директор Азиатского музея и Института востоковедения, глава двух Русских Туркестан-ских экспедиций.
Исследования экспедиций рубежа XIX-XX вв. в Центральной Азии оставили значительный след в мировой истории. По словам Михаила Пиотровского, были положены на карту тысячи километров неизведанных земель - непроходимых гор и бескрайних пустынь.
- Эта работа сыграла решающую роль в формировании границ государств региона, а результаты историко-этно-графических наблюдений российских ученых и по сей день в значительной степени определяют подход к проблемам Центральной Азии, - сказала директор Института восточных рукописей РАН Ирина Попова.
До XI века население Восточного Туркестана - эта территория современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая - преимущественно исповедовало буддизм, а затем там распространился ислам. Все это, естественно, наложило отпечаток на произведения изобразительного и прикладного искусства. Стены пещерных храмов покрывали росписи, изображавшие тысячи будд (отсюда и название выставки), что являло собой зримое воплощение буддийского учения и множественности будд прошлого, настоящего и будущего о том, что в каждом живом существе заложена природа будды.
Экспонатов на выставке не тысячи и даже не одна тысяча, а в три раза меньше - 330. В их число входят не только фигуры Будд, но и акварельные копии, документы, чертежи, карты, стенные росписи. Кстати, двадцать семь фрагментов стенных росписей из буддийских монастырей Центральной Азии прибыли в Зимний дворец из фондохранилища в Старой Деревне, где в прекрасно оборудованных мастерских были отреставрированы эрмитажными мастерами.
Так что эта экспозиция - не только дань памяти исследователям прошлого, в первую очередь С. Ольденбурга, мечтавшего о подобной выставке, но свидетельство высочайшего профессионализма петербургских реставраторов.
|