С чем, в первую очередь, ассоциируется в нашем сознании Петропавловская крепость - сердце музея? Конечно, с тюрьмой. Великокняжеская усыпальница отходит на второй план. Оба эти объекта предстали перед посетителями отреставрированными и обновленными.
Тюрьма Трубецкого бастиона... Число узников, судьба которых отражена теперь в музейной экспозиции, после реставрационных работ значительно увеличилось. Объясняется это просто. Невозможно было в 1970-е-1980-е годы рассказывать о некоторых личностях, сидевших в Трубецком бастионе. Экскурсоводы говорили о лишениях, которые терпели борцы с царским режимом Николай Морозов, Андрей Желябов, Александр Ульянов или Вера Фигнер. Показывали камеру, в которую заключили Максима Горького лишь за то, что в 1905 году он пытался предотвратить кровавую расправу над мирной демонстрацией.
Но вот о том, что в этой же одиночке сидел впоследствии Троцкий, - молчали. Не говорили о знаменитом эсере и писателе Борисе Савинкове, поскольку он числился во врагах советской власти. Хотя в Трубецкой бастион он был заключен еще в ту пору, когда исповедовал социал-демократические идеи.
Запретной фигурой был Александр Парвус. Одержимый идеей разбогатеть, этот человек, связанный с германским капиталом, был главным финансистом стачечного и забастовочного движения. Его ныне принято называть главным виновником Октябрьской революции. Но и для Ленина после октября 1917-го Парвус стал “социал-предателем”.
О чем еще запрещалось говорить экскурсоводам, так это о послереволюционном периоде существования тюрьмы. Несмотря на то что он был кратким (пять лет), число заключенных в Трубецкой бастион в этот период было больше, чем за минувшие 45 лет существования этой тюрьмы для политзаключенных.
После октября 1917-го в одиночные камеры поместили членов Временного правительства, мятежных юнкеров, сопротивлявшихся перевороту, затем сюда сажали членов партий, оппозиционных большевикам. Последними заключенными стали участники Кронштадтского мятежа 1921 года.
Лишь в 1924 году власть города, превратившегося из Петрограда в Ленинград, поняла неуместность нахождения политической тюрьмы в центре социалистического города, носящего имя вождя революции.
Теперь экскурсоводы могут свободно рассказывать об узниках Трубецкого бастиона. Иллюстрацией к рассказам служат макеты, изображающие ввод арестованного в тюрьму, конвойного, подсматривающего в глазок камеры-одиночки, цербера, сидящего за столом в тюремном коридоре.
... Во время официального открытия Трубецкого бастиона в нескольких камерах прошло театрализованное представление. Актрисы театра Поколений читали фрагменты из дневника фрейлины последней императрицы России Александры Федоровны - Анны Вырубовой. Это было сильное впечатление.
Наверно, стоит подумать о том, чтобы регулярно, например по выходным, раз в неделю или в месяц, устраивать такие представления в камерах-одиночках. Драматургического материала хватит, воспоминания одной лишь Веры Фигнер чего стоят! А бывшие министры Временного правительства, а деятели политического сыска царского времени, попавшие под суд революции, которые, если не оставили собственных дневников, то фигурируют в дневниках других людей?
Идея проведения таких представлений понравилась заместителю председателя Комитета по культуре администрации Петербурга Василию Панкратову, сопредседателю петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), много лет проработавшему в музее истории города, Александру Марголису, директору Института культурных программ Андрею Зонину.
Такие театрализованные представления в музее становятся живыми иллюстрациями нашей истории. А значит, учат мыслить и чувствовать.
|