Кризис привел к тому, что автокредиты стали недоступными. Однако у крупных петербургских дилеров доля машин, приобретаемых в кредит, сократилась незначительно - с 45-50% до 40-45%. Часть покупателей (5-10%) приходила с “наличкой”, считая что кредит в банке им не дадут. А складывать рубли, как дрова, в ожидании девальвации казалось неправильным.
На рынке Петербурга еще недавно в банках автокредиты не выдавали только ленивые. Сегодня рынок шагнул за несколько месяцев на четыре года назад: осталось с десяток игроков, из которых только пять - активных (те, кто обслуживает покупки до 1 тыс. машин в месяц).
Все они ужесточили требования к заемщикам и предоставляют услуги в среднем по ставке 20-30%. Ранее это было 12-14% в рублях (9-11% в валюте).
В банках уверяют, что доля отказов в автокредитах осталась на уровне прежних лет - около 70%. Это мотивируется тем, что доля невозвратов кредитов остается примерно на прежнем уровне. Год назад в Ассоциации банков Северо-Запада называли цифру в 1,5%. Теперь она приближается к 2%.
В Европе не считается критичным уровень в 3,5%. Заметим, что статистика отражает положение дел в относительно благополучных банках. Общую картину портили некоторые не слишком устойчивые банки. В результате в СМИ иногда фигурируют более высокие проценты невозвратов автокредитов. Однако надо учесть, что сегодня проблемные банки резко снизили активность в сфере кредитования, переключившись на доходы от операционного бизнеса. Потому, вероятно, 2% - показатель, близкий к реальному.
Официально нет никаких распоряжений - ни устных, ни письменных - о том, что действуют “черные” списки по профессиям. Так что запущенная в СМИ “утка” не подтверждается. К клиентам подходят индивидуально. Между тем практически все банки перестали пользоваться старыми скоринговыми моделями, перейдя на новые алгоритмы. Из-за этого процедуры оформления документов затягиваются в среднем на 5 рабочих дней.
Часть клиентов ждет и по две недели, и даже дольше. Основная причина - обязательные запросы в бюро кредитных историй. В договорах появились строки, которые регламентируют процесс обмена банками с бюро информацией о клиенте. Длительные задержки обычно происходят тогда, когда в бюро всплывают проблемные эпизоды из кредитной истории клиента.
Больше всего рисков не получить кредит связаны с возрастом, коротким стажем работы по профессии и низкой квалификацией потенциального заемщика. Считается, что специалист, даже если и попадет под сокращение, быстро находит работу.
Менее жесткие условия - когда банк выступает партнером автодилера, а клиент приобретает новый автомобиль популярной марки. В таком случае до конца 2008 года условия покупки машины остаются сопоставимыми с весенними предложениями. От автосалонов не стоит ждать скидок по 30%. Однако многие из них находят способы снизить расходы покупателей на обслуживание кредита. В результате “Опель” можно купить под 4,9% годовых, а “Шевроле” - за 8,9%.
Правда, и автосалоны, и банки немного хитрят. Скидка на самом деле получается комплексная - исходя из общей стоимости удорожания кредитного автомобиля. Поэтому предложение в итоге выглядит привлекательным. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов, что в 2009 году новые машины целого ряда марок подорожают.
Еще один нюанс: практически пропали автокредиты в долларах и евро. Потребители видят плавный рост стоимости бивалютной корзины и качели курсов двух ведущих мировых валют. По этой же причине и в банках предпочитают развивать рублевое кредитование.
В целом активные игроки смотрят на перспективы рынка автокредитов довольно оптимистично. Во всяком случае, так они оценивают итоги 2008 года. А 2009-й видят, по крайней мере, не хуже нынешнего.
Мнения специалистов
Наталья Нагорная,
руководитель центра автокредитования розничного бизнеса СПб филиала ОАО “Альфа-банк”:
- В банке ввели дополнительные ограничения на выдачу кредитов. В частности, повысили минимальный возраст заемщика с 21 до 25 лет (верхняя планка, в том числе для женщин, осталась прежней) и отказались от экспресс-кредитования. Ставки повысились, но нелишне иметь в виду: уровень ежегодной переплаты по кредиту в среднем остается даже чуть ниже уровня официальной инфляции.
Алексей Главатских,
замдиректора по розничному бизнесу Северо-Западного филиала ОАО “АКБ “Росбанк”:
- В банке увеличены первоначальный взнос, стаж работы и общий уровень дохода клиентов. Однако теперь ведь у клиентов и особого выбора банковских программ нет. Варианты в принципе у всех банков схожие. Но клиенты были психологически не готовы к новым условиям. А вот к новому году психологический шок уже проходит, и ситуация способна вернуться для нашего банка на летние рубежи.
Даниил Макаршин,
начальник отдела продвижения программ автокредитования Центра автокредитования ВТБ 24:
- В банке повысились ставки. Но программы автокредитования остались практически те же. Не пропали и продукты с упрощенным порядком предоставления документов, экспресс-кредиты. Клиентам уже не стоит ждать более интересных предложений и ставок, чем предновогодние. И многие понимают, что откладывать покупки машины, если она нужна, не стоит.
|