Снижение объема сборов, угрожающее страховым компаниям в 2009 году, вынудит их сокращать количество сервисных услуг. По мнению одних страховщиков, это может привести к свертыванию сотрудничества с аварийными комиссарами. Другие же убеждены, что именно в период кризиса партнерство с аваркомами необходимо особенно.
Прогнозируя возможные последствия финансового кризиса для страхового рынка, заместитель генерального директора по автострахованию СК `Русский мир` Андрей Знаменский предполагает, что в 2009 году уменьшится количество выдаваемых банками кредитов, в результате чего продажи автомобилей могут упасть для разных марок на 20-50%. Соответственно, упадут и сборы по страхованию КАСКО, основной спрос на которое обеспечивали именно автовладельцы, приобретавшие свои машины в кредит.
`Естественно, после этого у нас будут сокращаться, в первую очередь, расходы на сервис, - заявил г-н Знаменский. - В этом случае перспективы аварийных комиссаров очень туманны`.
С такой оценкой не согласен начальник управления страхования автотранспортных средств Северо-Западного филиала страховой группы `УралСиб` Евгений Макаренко. Он уверен, что только аваркомы способны защитить страховщиков от непрофессионализма множества посредников, продающих сейчас значительную долю (в некоторых компаниях - до 50%) полисов КАСКО.
`Комиссары помогают избежать многих недоработок брокера, последствия которых потом придется разгребать страховым компаниям`, - заявил А. Макаренко. В качестве примера возможных недоработок посредника эксперт называет неправильную оценку залога, закладывание в страховую сумму первоначального взноса по кредиту, страховой премии по КАСКО и ОСАГО, стоимости дополнительного оборудования, расходов по постановке ТС на учет и на техническое обслуживание.
`Бывает, что брокеры страхуют машину в полтора раза дороже ее стоимости в салоне. В суде это можно
оспорить, но, по нашему опыту, вероятность успеха для нас тут 50 на 50`, - констатирует А. Макаренко.
Кроме завышения страховых сумм, эксперт `УралСиба` выдвинул против недобросовестных посредников обвинения в таких нарушениях, как страхование ТС без осмотра, страхование уже поврежденных ТС, неликвидных либо высокорисковых ТС. Первых двух из этих нарушений, уверен А. Макаренко, можно избежать при условии, что одновременно с менеджером посреднической фирмы авто будет осматривать аварийный комиссар.
Известно, что в течение первых 2-3 месяцев после покупки КАСКО (особенно если эта покупка вынужденная - например, навязана банком при выдаче автокредита) российский водитель, в соответствии со своей ментальностью, обращается к своему страховщику для того, чтобы за его счет исправить все повреждения.
Особенно энергично водители занимаются этим, обнаружив повреждения в не новом авто. В этом случае, по данным `УралСиба`, только за счет отсечения необоснованных заявок на страховое возмещение стоимости ремонта страховщик сможет экономить на каждом авто не менее 250 руб. в год. Так что отказ от услуг аварийных комиссаров оказывается для страховщиков совершенно нежелательным.
Мнение эксперта
Андрей Знаменский,
заместитель генерального директора по автострахованию СК `Русский мир`:
- Возможно, в 2009 году возрастет конкуренция между автосалонами, и они начнут бороться за клиента, начнут двигаться по ценам на ремонт. И у клиентов изменится отношение к авто: с одной стороны, возрастет аккуратность вождения, а с другой - они станут чаще экономить на страховании. В общем, факторы разнонаправленные, и сказать однозначно, что будет в 2009 году, я не могу.
Но уверен, что тарифы, по крайней мере на КАСКО, - сейчас занижены и будут расти. Потому что в условиях финансового кризиса идти на демпинг не сможет никто.
|