В портфеле лизинговых компаний в последнее время увеличилась доля сделок с предприятиями среднего и малого бизнеса.
Одним из самых популярных видов услуг в этом сегменте является лизинг торгового и ресторанного оборудования. Доступность кредитов ранее не привлекали к нему особого внимания предпринимателей. В лизинговых компаниях уверены, что объем подобных сделок может прирастать на 30-40% в год. Причем кризис его коснется незначительно. В частности потому, что произойдут рокировки среди торговых сетей.
Однако сети, оптимизируя свой бизнес, займут самые привлекательные ниши. Их влияние в СЗФО останется ограниченным зонами роста потребления. Это - крупные города. Да и в них останется немало брешей, которые постепенно будет осваивать малый и средний бизнес. Причем ожидаемая его ротация подтолкнет к автивизации и лизинговые компании.
Аналогичные тенденции уже зафиксированы в Европе. И Россия вряд ли станет исключением.
В предыдущие годы лизинг в ресторанном бизнесе сдерживался низкой ликвидностью объектов лизинга. Однако сейчас многие лизингодатели пересматривают свое отношение к этому сектору бизнеса. В результате региональные рынки, с точки зрения развития точек общепита, остаются недооцененными.
Финансовый кризис не
остановит начавшиеся процессы. Просто заставит владельцев кафе и ресторанов переформатировать свой бизнес. Появились примеры, когда `точная настройка` под особенности потребителей позволяет открывать точки общепита даже в тех районах, которые ранее считались `гиблым местом`. Например, в `спальных` кварталах, где проживают не слишком обеспеченные семьи.
Майское исследование Discovery Research Group рынка общепита РФ показывает, что доля сетевых операторов в Москве приблизилась к 25-35% рынка и продолжает увеличиваться. В ближайшие несколько лет сетевые операторы будут иметь особый вес при формировании рынка общепита и в Петербурге. Затем ожидается экспансия в крупные города СЗФО. Причем основной рост оборота - в сегменте `быстрого питания` и кафе `демократичных` форматов.
Предприниматели сегодня больше внимания могут уделить закупкам оргтехники, машин и самого разного оборудования. Однако представители малого и среднего бизнеса - клиенты для лизинговых не постоянные. Они склонны менять партнеров, а их платежеспособность меняется в зависимости сезонности и поведения контрагентов.
Часто именно заключение договора лизинга или аренды с правом выкупа впервые создает прецедент для представителей данной категории клиентов в отношении элементарных банковских услуг, таких как открытие счета и проведение безналичных платежей.
Однако среди малых и средних предприятий в СЗФО больше таких, кто планирует развивать свой бизнес. А часть - даже готова воспользоваться финансовым кризисом, чтобы
укрепить свои позиции, пока конкуренты ослабли. Второй момент: 64% нынешних лизингополучателей в этом сегменте намерены и далее использовать лизинг в качестве инструмента финансирования.
|