Ранее ведущие позиции диктовали строительные организации. Достаточно солидный объем занимали поставки для жилищно-коммунального хозяйства.
В 2007 году объем лизинговых сделок на рынке спецтехники, по сравнению с 2006-м, вырос в 1,3-1,5 раза. При этом объем ее закупок увеличился только на 20%. Чаще всего брали в лизинг землеройные машины (экскаваторы, бульдозеры, погрузчики), подъемные краны и оборудование для бетонных работ (насосы, миксеры).
В 2008-м тоже ожидались неплохие результаты, но их испортили строительные организации: часть перспективных сделок с заказчиками потеряла свою актуальность. Однако в сегменте заказчиков спецтехники, как полагают в Северо-Западной лизинговой ассоциации, остается немало клиентов, которых напрямую проблемы фондового рынка не затронули.
В `Петербургской лизинговой компании` считают, что стабилизация российских рынков уже не за горами. А ряд секторов, которые связаны с бюджетным финансированием, кризис практически не затронул. Например, поставки оборудования для дорожно-строительных организаций и коммунальных служб. В банках это понимают. И готовы больше средств выделять лизинговым компаниям, участвующим в подобных сделках.
В Общественном совете по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга отметили, что низкая капитализация российского малого и среднего бизнеса послужила своего рода подушкой безопасности. И этот сегмент рынка сейчас играет стабилизирующую роль на рынке лизинга.
По опросам предпринимателей города лишь 15-17% средних и малых предприятий ранее могли воспользоваться преференциями по лизинговым схемам. Поэтому сейчас, когда договорные условия с лизинговыми компаниями меняются не в лучшую сторону, эти предприятия несут минимальные потери.
По разным оценкам, по лизингу на Северо-Западе в 2007-2008 гг. покупали до 50% новой и до 20% подержанной спецтехники. При этом доля таких сделок нередко превышала 20% от всего портфеля лизинговых компаний. А вместе с автотранспортом могла составлять 45% и даже больше.
В 2007 году объем рынка лизинга строительной техники только в Петербурге оценивали примерно в 25 млрд руб. Если бы не сбои в российской банковской системе, то в 2008-м спрос мог удвоиться. Практически пропорционально мог увеличиться и объем лизинговых сделок.
Но сейчас даже платежеспособные строительные организации вынуждены корректировать свои планы развития. И для некоторых представляется неприемлемым вносить чрезмерные авансовые платежи. Между тем его размер в среднем сегодня на Северо-Западе вырос до 15-20%, хотя еще в начале 2008 года колебался на уровне 10%. Это оказалось гораздо болезненнее, чем увеличение на 2-3% ставок по лизинговым операциям.
Появились дополнительные условия. Например, строительной компании, которая работает на рынке меньше двух лет, трудно рассчитывать на лизинг. Между тем в последнее время новички нередко побеждали на тендерах, связанных со строительством и проведением дорожных работ.
Ранее инжиниринговым организациям доступ на целый ряд рынков был закрыт конкурсными процедурами. Теперь они приводят с собой рынок новых подрядчиков. Но они, увы, не вписываются в рамки оценочных моделей лизингодателей. И новые подрядчики вынуждены ориентироваться на аренду строительной техники.
В связи с этим в ближайшей перспективе ожидают рост спроса на услуги компаний, которые сдают современную технику в аренду, что, в свою очередь, создает условия для роста спроса на лизинговые услуги. Соответственно, прогнозируется отток заказов на приобретение машин и оборудования крупными строительными компаниями.
Корпорации основные усилия сейчас направляют на снижение издержек, а не на развитие проектов.
Иными словами, на региональных рынках произойдет ротация игроков, что в результате приведет к перераспределению доли спецтехники в портфелях лизинговых компаний. У одних она увеличится, у других, наоборот, снизится. Все будет зависеть от того, насколько эффективно компании вписываются в новые условия.
Только цифры
25 млрд руб. - объем рынка лизинга строительной техники в 2007 году в Петербурге
|