`Ребенок родился слепым. Кто виноват в его несчастии? Никто! Тут не только не было и тени чьей-либо `злой воли`, но даже самая причина несчастия скрыта где-то в глубине таинственных и сложных процессов жизни`.
`...странно сосредоточенный ребенок с задумчивыми и глядевшими в неопределенную даль глазами`.
`Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу... Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам. Многолюдная зала мгновенно притихла`.
Эти обрывочные фразы взяты из повести Владимира Короленко `Слепой музыкант`. В минувшую пятницу (24 октября) на сцене Большого зала Петербургской филармонии, казалось, история слепого деревенского Петра прошла перед слушателями фортепианного концерта Хвэна Чуки. С той лишь разницей, что Петр родился в Малороссии, а Хвэн - в джунглях.
Перуанский индеец, он, как и короленковский Петрусь, начал обучаться музыке в пять лет, только Петруся учил игре на свирели конюх Иохим, а Хвэна - профессиональные педагоги в США. В шестилетнем возрасте он уже выступил с первым сольным концертом. В высшей школе музыки его учителем была профессор из Петербурга Наталья Антонова, которая много рассказывала Хвэну о городе на Неве.
Он прибыл в Петербург обладателем специального приза, полученного на II Международном конкурсе Святослава Рихтера в Москве. Гран-при он получить не мог даже теоретически. По условиям конкурса третий тур предполагал исполнение с оркестром, но он-то не может видеть дирижера!
Впрочем, главное заключается все же в его таланте. А исполнял он сложнейшие произведения Иоганна Себастьяна Баха, Йозефа Гайдна, Сезара Франка и одно собственное сочинение. Его пристрастие - музыка с контрапунктом, то есть музыка полифоничная, когда одновременно сочетаются несколько мелодических линий. Это у Чуки - из детства.
По его собственному признанию, первым произведением, которое он услышал, когда занялся музыкой, был Второй фортепианный концерт Иоганнеса Брамса. Музыка Брамса покорила его, а особенно удивило то, что этот шедевр сочинил один человек и что звучит лишь один инструмент.
Посетители Филармонии - люди в большинстве своем искушенные. Они прекрасно разбираются в музыкальных терминах и в исполнительских манерах. Но если были среди них те, кто не знал, что идет на концерт слепого музыканта, то эту особенность Чуки они могли определить лишь потому, что к инструменту он шел в сопровождении. Опять почти как в повести Короленко, только там под руку Петра вела жена.
А когда звучала музыка, зал замирал, `с головой уходя в океан многозвучности`, если передать атмосферу словами поэта Петра Ойфы. Когда же затихали последние аккорды, зал взрывался аплодисментами.
Единственный концерт Хвэна Чуки закончился бурными овациями. И долго еще будут звучать его отзвуки в музыкальном пространстве Петербурга. До той поры, пока настоящие звуки его аккордов вновь наполнят в будущем один из залов Петербургской филармонии. На это очень надеются все, кому посчастливилось попасть на концерт слепого музыканта, и те, кто знает этого гения лишь понаслышке.
|