Ситуация изменилась
Основных причин, вызвавших перемены, две. С одной стороны - найти опытного менеджера или фрезеровщика становится все труднее: незанятых практически нет. С другой - перспективы развития кадрового рынка оптимизма явно не внушают, так как из-за действия целого ряда причин трудовые ресурсы сокращаются.
И тот, кто уже сегодня не позаботится о будущем, заботливо `выращивая` смену завершающим карьеру специалистам, проиграет. Вывод очевиден: если хочешь остаться на плаву, работать со студентами надо. Что как нельзя кстати и для самих учащихся.
Для нынешней ситуации характерно то, что наиболее продвинутые компании используют сразу несколько вариантов действий в этом направлении. Во-первых, значительно увеличилась интенсивность приема студентов на практику или стажировку: найти фирму, которая категорически отказывается от них, почти невозможно.
Во-вторых, выпускникам и студентам вузов нередко предлагают не только стартовые кадровые позиции (помощник или ассистент менеджера, сотрудник офиса и так далее), но и полноценные должности. Само собой, что их могут доверить лучшим из тех, кто уже себя зарекомендовал во время прохождения практики. Это и позволяет создать на предприятии кадровый задел на будущее.
В-третьих, некоторые компании начинают работу с перспективным персоналом на все более ранних этапах. Если еще недавно максимумом был отбор в `фирменную` учебную группу университета (таким образом действуют гранды сферы IT), то сейчас они уже пошли в школы. Таким оригинальным образом они возрождают профориентацию, еще в старших классах начиная отбор будущих студентов.
Специалиста ищут в сети
Активную работу с молодыми специалистами сейчас ведут не только западные, но и российские предприятия. Вместе с тем о широкомасштабном наборе студентов пока говорить рано: как правило, их берут только на некоторые должности. Но, в отличие от предыдущих лет, в фирмах уже приходят к пониманию того, что для работы со студентами и выпускниками нужны и иные варианты.
Пока самым популярным среди работодателей методом привлечения этой категории соискателей остается реклама (ее использует свыше 80% компаний). Кроме того, они широко участвуют в специализированных ярмарках вакансий и проводят презентации в конкретных вузах.
Однако практика показывает, что эти методы не всегда дают ожидаемый эффект, и некоторые компании уже применяют альтернативные способы привлечения молодых специалистов, которыми в последнее время стали, в частности, социальные сети Интернета и другие интерактивные возможности.
Новичок предпочтительнее...
А как же быть с опытом, на отсутствие которого раньше так упирали работодатели? `Ситация изменилась, - отвечают они. - Сейчас выгоднее брать `сырого` кандидата и готовить его под требования конкретного предприятия, чем пытаться найти уже имеющего опыт профессионала`. Тем более что подготовка эта ведется чуть ли не со средних классов школы.
В этой связи все более актуальными становятся услуги посреднических компаний, которые активно работают на рынке труда молодых специалистов. Но они сталкиваются с целым рядом проблем, начиная от нежелания руководства учебных заведений делиться сведениями о студентах и завершая инфантилизмом последних.
Часть учащихся просто не готова нести какую бы то ни было ответственность и быть взрослыми. Однако компании, нуждающиеся в персонале, будут вынуждены использовать ресурс таких фирм из-за невозможности решить свои `персональные` проблемы самостоятельно.
Мнения специалиста
Наталья Платонова,
руководитель департамента по работе с персоналом ООО `БСХ Бытовые приборы`:
- Сразу же после открытия завода в компании запустили пилотный проект, благодаря которому небольшие группы учащихся (по 2-3 человека) были `внедрены` в различные подразделения. И в этом году после окончания вуза трое ребят стали нашими штатными инженерами. Этим летом мы приняли на практику сразу 87 студентов из Академии холода и пищевых технологий. И хотя сделать это оказалось сложно - результат порадовал. Как представитель работодателя могу утверждать: мы всегда рады студентам и готовы заниматься с ними. И, как вы сами понимаете, компания делает это, руководствуясь не благотворительными целями, а сугубо прагматичными: нам очень нужны молодые и перспективные специалисты.
Ольга Комисарова,
менеджер по персоналу и общим вопросам компании `Ниссан Мэнуфекчуринг Рус`:
- Наше производство пока не имеет опыта работы с вузами, но мы открыты для диалога и готовы обсуждать разные варианты решения проблемы дефицита персонала. Возможно, что стоит организовать и обсуждение перспектив привлечения как в нашу, так и в другие компании студентов, собрав за одним столом учащихся, представителей вузов и работодателей.
Это позволило бы четко понять, чего хотят сами студенты, потому что нам уже приходилось сталкиваться с проблемами во время прохождения ими практики. `Я иду на `красный` диплом, а вы мне поручаете такую работу!` - восклицают они, получая задание выполнить обычные офисные обязанности. Недопонимание с обеих сторон может вести к нежеланию принимать учащихся на практику, но диалог необходим.
Карина Хабачева,
директор центра карьер Высшей школы менеджмента СПбГУ:
- У нас проведение практики студентов - это целая система, которая успешно работает в течение нескольких лет. Ежегодно около 300 наших учащихся практически работают более чем в 100 компаниях. Этому в немалой степени способствует и тот факт, что в попечительский совет учебного заведения входит свыше двадцати руководителей крупнейших предприятий. Причем право на стажировку чаще всего студент получает не просто так, а по конкурсу, соревнуясь за место не только со своими соучениками, но и с представителями других вузов города. Уже на этой стадии они получают опыт реального поведения на рынке труда и понимают, что их может ожидать в будущем.
|