Цифровые университеты
Ориентация на качественные знания, в первую очередь, проявляется у студенческой молодежи, которая в современных условиях может выбирать направление и объем получаемых знаний. Конкуренция на мировом рынке образования очень высокая, а обучение за рубежом сегодня выбирают более 4 миллионов студентов.
Показательным примером достижения конкуренции в области образования стал реализуемый французским правительством амбициозный проект «Париж-Сакле» — университетский комплекс, где в 2020-м году будет учиться 60 тысяч студентов и трудиться 10 тысяч исследователей. Эта идея реализуется на основе слияния около 20 различных французских учреждений, в том числе университета Paris-Sud и Национального центра научных исследований CNRS, престижной бизнес-школы HEC и политехнического университета Ecole Polytechnique. Цель амбициозная — создать глобальный междисциплинарный вуз, способный конкурировать с Гарвардом, Стэнфордом и Массачусетским технологическим институтом. В новый университет привлекаются лучшие специалисты, параллельно строятся современные научно-исследовательские лаборатории и жилищно-социальные объекты.
Общемировым трендом становится переход к дистанционному обучению. Такие формы легко принимаются сетевым поколением. Их навыки овладения новыми технологиями значительно превосходят навыки старшего поколения.
Поколение будущего
Свою отличительную специфику имеет и поколение Z — люди, родившиеся в XXI веке. Усваивать полученную информацию они будут быстро, но короткими порциями. Они не будут читать сложные тексты и изучать большой объем сведений, и в результате они получат весьма поверхностные знания.
У представителей поколения Z свои экзистенциальные ценности. Они считают, что должны и могут зависеть только от себя, и легко решаются на поступки. Они ищут свои внутренние способности и пытаются раскрыть их в работе. Верят в труд, старания и мастерство, меньше подвержены пессимизму: глобализация делает их оптимистами, поскольку дает большой объем разноплановой информации, опыт путешествия с родителями и обучения в других странах.
Поколение Z уже начало выходить на рынок труда. И после формального образования в дело подготовки кадров вступают работодатели. Как отмечает экономист Рагум Раджан в книге «Линии разлома: скрытые трещины, все еще управляющие мировой экономикой», хороший работодатель внушает подчиненным, что они должны продолжать накапливать человеческий капитал на работе.
Управленец сегодня
Как в ситуации стремительно меняющегося мира выглядит управленец? Какими базовыми критериями он должен руководствоваться в своей деятельности?
Работа руководителя в любой системе ответственна и напряженна, но сегодня она дополнительно усложнилась. Количество информации и уровень решаемых задач требуют глубоких базовых знаний, постоянного многопрофильного анализа и быстрого принятия решений.
При этом последствия неверных решений могут быть очень серьезными. Интернет делает деятельность руководителя открытой и легко подвергающейся критике. Примеры ошибок, повлекших за собой скандалы общероссийского масштаба, мы видим постоянно.
Современная управленческая деятельность может быть успешной только при опоре на разносторонние знания, постоянный анализ своих и чужих мыслей и действий, а значит, она обязательно научная. Если чиновник является реальным управленцем, то он всегда неизбежно вовлечен в экспертно-исследовательский процесс.
Очевидно, что успешная научно-управленческая деятельность основывается на государственном патриотизме, системности личности и мышления, широком кругозоре и профессионализме. Иными словами, опора настоящего управленца — совесть, убеждения, знания. Вряд ли можно требовать реального исполнения таких требований, когда главным мерилом жизненного успеха и общественного положения определена «толщина кошелька».
Руководитель и чиновник
Управленческие функции обычно могут быть реализованы либо как репрессивные, основанные на принуждении и унижении, либо как лидерские, основанные на мотивации.
Любое управление — это работа с людьми, поэтому уровень руководителя определяют, во-первых, деловые и профессиональные качества, а во-вторых, интеллектуальные и личностные качества. Причем последние гораздо труднее поддаются изменениям, в отличие от объема знаний или методики принятия решений.
Цифровой формат в первую очередь меняет труд руководителя на промышленном производстве, потом – в инфраструктурной сфере, обслуживающих отраслях и, наконец, трансформируется общественная аура и общественное взаимодействие – меняется суть трудовых обязанностей при управлении социумом и государством.
Функциональное различие между управленцами и чиновниками состоит в том, что управленцы ориентированы на перемены, а задача чиновника — обеспечить установленный порядок.
Решения, принимаемые чиновником на основе законодательства, требуют непосредственного исполнения — это властные решения, не подлежащие обсуждению, тогда как «свободные» управленческие решения подвергаются экспертизе всеми заинтересованными сторонами.
Мой начальник — робот
Чем же оборачивается цифровая реальность для труда руководителя? Практически все рутинные функции должны будут переданы вычислительным системам. Ручное управление останется только для аварийных или самых экзотических ситуаций. Руководителю остается круг человеческого общения, пока он еще не занят роботами. Менеджер теперь управляет только людьми и то, лишь скромно состязаясь в импровизациях с вычислительной техникой.
Справедливости ради согласимся, что постановку стратегической задачи и утверждение окончательного варианта ее выполнения все-таки оставим за человеком — управленцем.
Какие изменения цифровизация принесет в профессию управленца? На любом производстве: от министерства до заводского цеха их количество резко сократится. Сегодняшние управленцы либо станут действительно лидерами и «генераторами идей», либо перейдут в разряд операторов-программистов. Это приведет, в частности, к ликвидации класса «государственных гражданских служащих»: немногие из них станут лидерами, большинство ведь просто распечатывает результаты обработки информации и нормативных актов, заложенных в вычислительные системы.
Общественно-экспертный совет как совещательное и социальное окружение управленца-лидера легко заменит большинство оплачиваемых консультантов и громоздкие аппараты, поскольку оптимальные варианты решения уже подскажет техника.
Нарисованная система подразумевает в целом высокий образовательный уровень общества, где легко воспитать и ответственных работников, и активных участников общественно-экспертных советов, и управленцев-лидеров. Взаимосогласованное успешное функционирование сообщества в этом случае подразумевает открытость и информационный обмен на всех уровнях.
|