Родом из мегаполиса
По сведениям компании ANCOR, весь российский рынок рекрутмента делится достаточно просто: 50% занимает Москва, а вторую половину - все остальные регионы. Причем из остатка по 20% приходится на Петербург и города-`миллионники`. Что же остается? 10%...
Такая оценка, подтвержденная мнениями экспертов, правдива. Хотя точное число кадровых агентств подсчитать не удается, приблизительные данные есть. В столице таких предприятий насчитывают свыше 600. В Петербурге - около 300. В Казани, Екатеринбурге, Краснодаре - до 70. А в городах Северо-Запада? Как правило, их около десятка, включая подразделения крупных сетевых рекрутинговых агентств.
Причем и в регионах уже есть достаточно сильные компании, способные выполнять сложные заказы, обладающие опытным коллективом профессионалов и практикой работы на рынке. Такие, например, как агентство по подбору персонала `Кадры` в Пскове, которое успешно действует с 1999 года и предоставляет целый спектр услуг в области рекрутмента. Или кадровое агентство `Персонал-Янтарь` (Калининград) с десятилетней историей и собственной специализированной газетой.
Да и в других областных центрах есть свои лидеры в этой сфере. Их малочисленность объясняется состоянием экономики: рекрутинговый бизнес начинает быстро и успешно развиваться там, где происходит ее рост. Когда в тот или иной регион идут инвестиции, когда появляются новые предприятия и рабочие места - тут же растет и объем услуг рекрутмента. И примеры Великого Новгорода, Череповца и Калининграда это подтверждают.
В целом специалисты оценивают весь объем российского рынка рекрутинговых услуг в более чем $500 млн (точных сведений нет). Что касается Петербурга, то в этом году его доля от общего `пирога` может составить до $100 млн. Причем ежегодно рекрутинговый бизнес `подрастает` в объемах до 30%, поэтому и остается одним из наиболее динамичных. Вместе с тем львиная доля рынка принадлежит наиболее крупным сетевым компаниям (их в городе на Неве в пределах десятка, а в регионах СЗФО обычно присутствуют 1-2): именно они получают выгодные заказы от международных компаний. Однако пока этот сектор рынка не слишком выгоден с точки зрения получения прибыли, и такие сферы, как финансовая или недвижимость остаются более привлекательными.
Основные клиенты рекрутинговых фирм - производственные предприятия, розничные сети, строительные, торговые и IT-компании.
Общие проблемы
Главная для всех персональщиков - дефицит квалифицированных кадров. Благодаря переменам в экономике получить заказ сейчас стало не так сложно: работодателям даже в глубинке специалисты нужны позарез. Причем практически всех квалификационных и должностных уровней - от уборщицы до топ-менеджера. Но вот подобрать нужного кандидата становится все сложнее.
Другая трудность - завышенные зарплатные ожидания соискателей. Особенно это касается знающих себе цену профессионалов: их `аппетит` растет в геометрической, опережающей тенденции рынка труда прогрессии. Не случайно даже петербург-ские студенты, еще не имеющие опыта, уже нередко рассчитывают на доход свыше 50 тыс. рублей в месяц.
Третья проблема рекрутинга, свойственная регионам Северо-Запада, - отстающая от времени ментальность руководителей предприятий. Комплектовать штат чужими руками, да и еще и платить за это значительные средства, многие из директоров считают ненужным. `Сами с усами...` - говорят они, по-прежнему полагаясь на свой ОК.
В будущем
Эксперты уверены: в ближайшей перспективе никаких чрезвычайных событий на рынке рекрутмента Северо-Запада России не произойдет. Хотя перемены будут.
Ожидать какого-то его передела, связанного с приходом крупных зарубежных компаний или слиянием отечественных, вряд ли приходится: пока всем для бизнеса хватает места. Особенно в отдаленных от Петербурга областях СЗФО, где работы в этом отношении - непочатый край: там число кадровых агентств должно расти. Однако лет через 5-6 процесс консолидации может начаться.
В тех городах, где экономика развивается быстро, вполне возможно и появление тендеров на подбор персонала. Следовательно, конкуренция между рекрутинговыми компаниями усилится, и победит тот, кто располагает большей соискательской базой.
Еще одна тенденция - рост соперничества с электронными системами поиска персонала, которые уже сейчас все чаще берут на себя часть функций кадровых агентств. Поскольку спектр услуг интернет-порталов все время расширяется, конкуренции с обычными рекрутинговыми компаниями не избежать.
Но в итоге деньги работодателя или кандидата достанутся тому, кто предложит наиболее гибкие условия сотрудничества и обеспечит наивысшее качество услуги. И понятно, что большая часть работодателей станет использовать сразу несколько вариантов сотрудничества с посредниками.
Мнения специалистов
Юлия Грекова, старший ресечер компании AVANTA Personnel:
- Такое понятие, как `онлайн-рекрутмент`, в России еще до конца не прижилось: метод больше распространен на Западе. Хотя нельзя не отметить, что за последние два года он стал все более и более осваиваться на российском рынке. Интересы работодателей (или рекрутинговых агентств) сместились к полноценным онлайн-сервисам, услуги которых они готовы оплачивать. Говорить же о конкуренции между агентствами и онлайн-рекрутментом в этом случае неправильно, так как первые почти все пользуются платными услугами интернет-сайтов. К тому же агентства обладают большим набором инструментов для поиска и подбора персонала.
Виктория Савина, консультант по подбору персонала консалтинговой группы `Альфа Персонал`:
- Интернет - это всего лишь инструмент для рекрутмента. Удобный, современный, многофункциональный, но дополнительный... Потому что при устройстве на работу и выполнении должностных обязанностей никуда не денется личностный фактор. `Работные` проекты существуют в сети давно. Но стоит помнить, что иногда поступки людей в ней непредсказуемы. Соискатели, мягко скажем, ведут себя несерьезно. Они часто невнимательно читают объявления или, рассчитывая на эффект `рекомендации`, претендуют на должность, не имея достаточного опыта работы. Так что работодателя, который рассчитывает на такой удаленный контакт, может ожидать сюрприз.
Наталья Галочкина, менеджер по работе
с корпоративными клиентами, компания АНКОР:
- Следуя за потребностями клиентов, в нашей компании еще в 2006 году был открыт офис в Череповце, а в 2008-м - в Калининграде. Мы работаем в 20 городах Северо-Запада России, включая и лидеров по запросам на поиск персонала (Архангельск, Мурманск, Псков и Петрозаводск). В этом году число проектов за пределами северной столицы и Ленобласти выросло, по сравнению с 2007-м, почти в 4 раза. 53% всех принятых запросов на рекрутмент в этих городах получены от FMCG-компаний, а на втором месте (20%) позиции, переданные банками и другими финансовыми институтами. Почти 70% всех проектов в городах СЗФО вне Петербурга связаны с подбором на позиции, так или иначе связанные с продажами и развитием бизнеса, а около 13% портфеля в данных городах - позиции топ-менеджеров.
Марина Бейлина, ведущий специалист рекрутинговой компании `Даккорд`:
- Чаще всего услугами рекрутеров пользуются компании, у которых нет отдела кадров, но возникает потребность в подборе персонала на несколько позиций одновременно. Кроме них - это крупные фирмы, которые постоянно испытывают потребность в персонале: чаще всего они сочетают разные методы его подбора, а так как свои HR-специалисты загружены работой, то и заказов для рекрутинговых агентств хватает. Их услугами пользуются предприятия, которым нужны узкопрофильные специалисты, а также целые секторы рынка, которые почти обязательно работают с агентствами (например, фармацевтика). Есть и организации со слабым HR-брендом: они обращаются к рекрутерам, поскольку на их собственные запросы кандидаты реагируют негативно (в этом случае немногие агентства согласятся на сотрудничество). В целом же многое зависит от кадровой политики компании и ее руководства. |