Во многих российских вузах обеспокоены будущим высшего образования. А вот в системе начального профессионального обучения (НПО) спокойно. В этом образовательном секторе в конце ноября - начале декабря состоялся День профессии, в рамках которого школьники знакомились с его возможностями. А представители НПО уверены, что кризис заставит по-новому взглянуть на перспективы начального профобразования в нашей стране.
Немного статистики
По данным Министерства образования и науки, на каждые 10 тыс. населения страны сейчас приходится 480 человек с высшим образованием, 176 - со средним и только 108 человек - с начальным специальным образованием.
По оперативным данным Роструда, от 60 до 80% вакансий составляют места для рабочих. Система начального профобразования в нашей стране готовит в год более 656 тыс. специалистов (0,9% экономически активного населения России).
Много это или мало?
Судите сами. Выпуск специалистов с высшим образованием в ближайшие годы превысит реальную потребность в них в 1,5 раза. Дефицит же работников со средним специальным возрастет в 3, а с начальным профессиональным - в 2 раза.
Что касается Петербурга, то выпуск из учреждений НПО в этом году достиг 16,5 тыс. человек. Это около половины всех выпускников системы в Северо-Западном регионе, однако явно недостаточно для потребностей экономики даже в период кризиса. Высококвалифицированных рабочих по-прежнему не хватает, и работодатели готовы платить им по полной программе.
Мы из тех, кто за профтех!
В Петербурге проблемой дефицита рабочих кадров и, соответственно, системы НПО как ее основного поставщика, озаботились еще в начале 2000-х. Уже в 2004-м, в числе первых в России, в нем приняли программу развития НПО, а еще через несколько лет по инициативе нашего города система была включена и в национальный проект “Образование”.
Новая программа развития системы начального профессионального образования Петербурга на 2008-2011 годы предполагает сокращение срока обучения в учреждениях НПО. Он будет зависеть от разных параметров (в том числе и от специфики получаемой профессии), но максимально учиться в лицее, ПУ или колледже можно будет лишь 2 года. В основном эта инициатива связана с введением в России обязательного 11-летнего среднего образования: большую часть общеобразовательной программы молодые люди освоят в школе.
Подобные меры, как ожидается, позволят к 2010-му увеличить количество выпускаемых из училищ кадров в 1,5 раза. То есть если в этом году выпуск из учреждений системы НПО составил 10,6 тыс. учащихся, то в 2010-му он достигнет 14,9 тыс., а к 2012 году - 15,1 тыс. специалистов.
Второе важное направление преобразований - создание крупных отраслевых комплексов. Вместо отдельных учреждений, которых в Петербурге насчитывается 61, появится всего 28 комплексов. Это позволит, во-первых, избежать дублирова-
ния профессий, во-вторых - избежать совмещения обучению непрофильных специальностей (например, повара и сварщика), а в-третьих, - в крупных комплексах гораздо удобнее контролировать качество учебы и управлять ими.
С миру по нитке
Серьезную роль в развитии системы НПО Петербурга должен сыграть и бизнес. Ведь за последние несколько лет в обновление материально-технической базы учреждений было вложено около 50 млн рублей, причем около половины этой суммы потратили предприятия. Между тем, по мнению губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, вложения должны быть более серьезными. “Бизнес должен понимать, что вложения в образование - самые выгодные инвестиции”, - отметила губернатор.
На финансирование развития системы начального профессионального образования Петербурга в 2008-2011 годах будет потрачено более 5 млрд бюджетных рублей, в 2009-м - 1,6 млрд рублей.
Всем регионам пример
За коренное изменение профессиональных училищ взялись и в Ленинградской области. Накануне нового учебного года в ее правительстве создана рабочая группа для выработки типового положения об образовательном учреждении НПО. Ее участникам предстоит четко определить, какими в ближайшем будущем станут учебные заведения, которые по привычке называют ПТУ.
В этом регионе СЗФО считают, что в ПТУ после
9-го класса можно будет, не получая среднего образования, приобрести навыки по 21 профессии, но станет возможно учиться, совмещая профессиональные студии с обучением в вечерней школе. Не говоря уж о том, что поступить в учреждение начального профессионального образования, получив среднее образование, тоже проблемой не будет. А глава Ленобласти Валерий Сердюков отметил, что “речь идет о коренном изменении всей системы подготовки кадров для Ленинградской области”.
По его мнению, наряду с реформированием самой системы НПО, необходимо все шире распространять опыт передовых предприятий, которые завязали самые тесные связи с учебными заведениями и сделали их звеньями в перечне мер по подготовке высококвалифицированных специалистов.
Мнение специалиста
Ольга Иванова,
председатель Комитета по образованию администрации Петербурга:
- В первую очередь, с учетом потребностей экономики, стоит задача ускорить процесс обучения квалифицированных рабочих и специалистов для всех ее отраслей. Причем учить станут по-разному: по одним профессиям срок учебы составит 2 года, а по другим он может быть сокращен до года (уже есть список из нескольких десятков специальностей). Таким образом, система НПО станет более гибкой и приспособляемой под конкретные запросы рынка труда. Однако преобразования коснутся не только программ и сроков подготовки: большая работа ведется и по укреплению материально-технической базы. Целый ряд учебных заведений укрупнен и оснащен современным оборудованием, аналогичным имеющемуся у работодателей. При этом они также станут участвовать в выполнении программы разными способами, начиная от предоставления производственной базы для прохождения практики и завершая выделением средств на гранты студентам и преподавателям системы ПУ.
|