- Несмотря на то что данные государственной статистики говорят о снижении количества забастовок в России, по нашим исследованиям, число социально-трудовых конфликтов неуклонно растет. Суть в том, что имеющееся сейчас в стране законодательство не дает возможности своевременно и правильно отстаивать трудовые права работающих. Это в полной мере касается и организации забастовки.
Если соблюсти все прописанные законом процедуры проведения коллективно-трудового спора, она не принесет нужного эффекта, а выполнить их быстро оказывается почти невозможно: некоторые требуют не меньше месяца. А люди, доведенные до крайности, ждать не будут...
В результате в прошлом году официально зарегистрировано не больше 8 забастовок с числом участников немногим более тысячи человек. По данным же ФНПР, в более чем 1,1 тыс. трудовых конфликтов участвовали до 500 тыс. трудящихся. На наш взгляд, необходимо упрощать процедуру объявления забастовки, с тем чтобы она была более понятной и логичной, позволяла бы организовать акцию в сжатые сроки. Но при этом надо повышать и ответственность за ее организацию. Предложения изменить Трудовой кодекс в этой части нами уже внесены.
Вместе с тем мы считаем, что забастовка - это хотя и вполне применимая, разрешенная законом, но крайняя форма отстаивания работником своих прав, использовать которую нужно очень осторожно. Часто речь идет об остановке производства, в результате которой и сотрудники, и предприятие несут экономические потери. Иногда страдают и посторонние люди, как это было в апреле при забастовке членов локомотивных бригад.
Главное в трудовом споре - не показать, кто сильнее и организованнее, а найти выход из создавшейся ситуации. Во всем мире давно существует процедура дозабастовочного урегулирования такого конфликта. За рубежом создана целая система трудовых судов, которую необходимо пройти сторонам, если он появился. У нас подобную специализированную структуру в рамках системы социального партнерства имеет только Москва. И практика деятельности трудового арбитражного суда в столице показывает его эффективность: из более чем 800 обращений до арбитражного разбирательства дошли только 16. Остальные споры удалось решить на предварительной стадии.
Пока в нашем Трудовом кодексе прописаны две добровольные процедуры разрешения конфликтов в этой сфере: участие посредника и трудовой арбитраж. Но на практике, в реальности, такого механизма еще нет. В том числе и потому, что у сторон спора нет доверия не только друг к другу, но даже к какому-либо посреднику, поскольку они сомневаются в его неангажированности. Поэтому создание системы трудовых судов было бы весьма актуально.
Что касается взаимодействия с другими объединениями профсоюзов, то здесь никаких особых проблем нет. Не принципиально - входит профсоюз в ФНПР или нет. Если он действительно стоит на защите прав трудящихся, помогает им, а не преследует какие-то свои политические или другие цели, нам с ним по пути...
|