Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Одни - не могут. Другие - не хотят - ЭиВ N 20 (704)
ТЕМА НОМЕРА
Одни - не могут. Другие - не хотят
No. 20 (704) 09.06.2008
Владимир СЕРГАЧЕВ
Недостаточно высокий уровень практической подготовки выпускников, как правило, является камнем преткновения при их трудоустройстве. Следовательно, надо менять правила игры и предпринимать усилия для того, чтобы ситуацию, при которой половина выпускников вузов по специальности не работает, улучшить. Как это можно сделать?



Есть варианты



Предложений по реформированию как всей системы профессионального образования России, так и высшей школы, хватает. Официальная версия - изменения в соответствии с Болонским процессом, когда вузы перейдут на двухуровневую систему подготовки, предусматривающую 4 года обучения до статуса бакалавра и еще 2 - до звания магистра. В части вузов (технических и медицинских, например) подготовку будут вести 5 лет - до получения выпускником статуса `специалист`.

Жаркие споры вокруг целесообразности этого шага не утихают, но запущенная `наверху` машина обратного хода не дает. Тем более что многие ведущие вузы страны уже давно фактически действуют по многоуровневой системе.

Кроме того, с 2009 года заработают новые образовательные стандарты. Как недавно заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, `для высшей школы уже закуплены первые 66 стандартов`. При этом важно, чтобы в разработке, по утверждению чиновников, участвовали сами работодатели, а их вариативная часть в профобразовании достигнет 50%. Что

означает большую свободу в вариантах сотрудничества между вузом и бизнесом.

Однако существуют и другие, более радикальные варианты реформирования системы профобразования. В частности, в соответствии с ее моделью на период до 2020 года, разработанной группой экспертов под эгидой Мин-обрнауки, подготовку большинства специалистов среднего уровня нужно передать из техникумов в вузы.

Речь идет о создании прикладного (технического) бакалавриата, образование в котором будет считаться высшим, а вот продолжительность обучения не превысит трех, а возможно, даже двух лет. Спрос на такое массовое высшее образование в обществе действительно существует. Оно очень похоже на западную модель, где медсестра, к примеру, таким образованием обладает.

По оценкам разработчиков, в 2020 году прикладной бакалавриат позволит охватить высшим образованием 70% выпускников школ, и среди них окажутся даже те, `кто хочет, но не способен учиться в вузе`. Таковых Рособрнадзор насчитывает до 30% в каждом школьном выпуске.

Желающие `работать руками` окажутся в ПУ, срок обучения в которых сократится до 6-9 месяцев.

Идею однозначно поддерживает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, который заявил, что `80% российских вузов - и так не более чем техникумы с пятилетним обучением`.

Однако во всех случаях идея схожа и заключается в том, чтобы человек мог повышать квалификацию постепенно, в соответствии с собственными потребностями. Причем если первоначальные ступени профессионального образования будут, по большей части, финансироваться бюджетом, то высшие - в основном за счет самого учащегося (или заинтересованного в его услугах работодателя, к примеру).



Кадры на заказ



Одной из наиболее эффективных форм сотрудничества бизнеса и вузов считают целевую подготовку персонала. В этом случае работодатель не только `заказывает` учебному заведению специалистов того или иного профиля, но и непосредственно участвует в их `производстве`, контролируя и направляя ход учебного процесса. В результате все вроде бы должно быть хорошо: университет получает деньги, а предприниматель - подготовленного по его стандартам выпускника. Но...

Как показывает практика, целевая подготовка тоже не панацея. В том числе и потому, что, даже заключив договор на обучение, выпускники нередко его нарушают. В отдельных регионах страны лишь 15-17% `целевиков` (особенно это касается педагогов) трудоустраиваются у заказчика.

В этой связи в обществе уже не раз поднимался вопрос о возвращении обязательного распределения хотя бы по тем специальностям, которые принципиально важны. Однако президент России Дмитрий Медведев, не исключая, что в той системе были свои плюсы и заказ на те или иные профессии у государства и частного бизнеса вполне может быть, возврата к ней не видит.

`Сегодня у нас совсем другая страна, где существуют иные формы комплектования кадрами`, - заявил он.



Мнения специалистов



Исаак Калина,

заместитель министра образования и науки:

- Выпускники вузов вместе с дипломом не всегда получают знания и высокую квалификацию. В результате человек не может устроиться на работу по профессии - он мало что умеет. Чем диплом, полученный в результате пятилетнего пребывания в вузе и не подтвержденный знаниями, лучше купленного в переходе метро? О том, который приобретен в метро, владелец знает хотя бы всю правду и адекватно к нему относится. А вот те, кто 5 лет что-то `посещал` и в результате ничего не получил, сами себя обманывают.



Ярослав Кузьминов,

ректор Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ):

- Сегодня обучение в вузе стало социальным императивом для большинства наших граждан. Люди считают, что, только окончив вуз, они войдут в социальную группу, для которой открыты возможности профессионального и социального роста. В свою очередь, работодатели стараются набирать специалистов с высшим образованием даже на те должности, где оно не требуется. Недавно коллеги показали мне такое объявление в одной из газет: `Организация ищет курьера с высшим образованием`. Если позволить событиям развиваться своим чередом, в 2010 году специалисты с высшим образованием составят от 65 до 70% рынка труда.



Павел Панкратов,

председатель Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга:

- Образовательная система меняется очень медленно и обладает большой инерционностью. Да, некоторые высшие учебные заведения ведут себя активно, ищут контакты с работодателями, восстанавливают старые и находят новые. Другие занимают выжидательную позицию и надеются на то, что все решится как-то само собой. Не решится... Можно твердо говорить о том, что собственная активность и энергичность как представителей вузов, так и работодателей может значительно улучшить ситуацию с трудоу-стройством выпускников.. Необходимо стараться решить проблему хотя бы на своем уровне. Уверен, что в этом случае многое может измениться.



Святослав Плавинский,

декан факультета общественного здравоохранения Медицинской академии последипломного образования:

- На мой взгляд, наша система обучения уже давно, по крайней мере 10 лет, является многоуровневой. Честно говоря, я не вижу явных причин для того, чтобы мы стандартизировали ее на западный манер. Главная цель понятна: студенты смогут учиться где захотят и получат повсеместно принимаемый диплом. Но сразу возникает вопрос, а зачем российский налогоплательщик будет платить за образование специалиста, который тут же сможет уехать, к примеру, в Финляндию? Ведь своим трудом он будет оплачивать старость финских, а не русских пенсионеров... Когда по демографическим причинам студентов и так не хватает, сокращать срок обучения, с государственной точки зрения, тоже не стоит.



Александр Викторов,

председатель Комитета по науке и высшей школе администрации Петербурга:

- Практика петербургских вузов как государственных, так и частных показывает, что средняя стоимость учебы в образовательном учреждении такого уровня составляет от 100 до 120 тыс. рублей в год. Однако при этом главное, чтобы за деньги учащийся действительно получал качественные, востребованные на рынке труда знания и навыки, а не только диплом о высшем образовании. Ведь сейчас нередко бывает так, что некоторые вузы попросту торгуют дипломами по популярным у абитуриентов специальностям, устанавливая за обучение демпинговые цены. При этом учеба в техническом университете пока обходится значительно дешевле. Нередко весьма перспективную профессию (например, специалиста по информационным технологиям) в нем можно получить, заплатив втрое меньше, чем за знания в области филологии или юриспруденции.



Обязательное распределение выпускников вузов сложилось в середине 1950-х годов, когда все студенты стали получать знания за счет государства. Специальная комиссия `раскидывала` молодых специалистов по всей стране в соответствии с заявками, поступившими от работодателей. Избежать распределения могли лишь девушки: в случае замужества или беременности им предоставлялось право свободного выбора места работы. Такая практика была отменена в 1991 году

Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
23.05.23Обманчивое единодушие или коллективное безмолвие
В этом номере мы рассказываем о людях, которые, не имея широкой публичной известности, занимаются важнейшей для Петербурга и страны общественной деятельностью. Одни пытаются сохранить культурное наследие, другие — отстоять комфортные условия жизни в строящемся микрорайоне. Третьи бескорыстно помогают участникам СВО. Четвертые предлагают более эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
В интересах страны = в интересах общества
14.06.22Что делать
«Мы живём в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Самим названием романа Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови было пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Сегодняшние социальные и политические контексты провоцируют общество на новые поиски. Возможно, ответ на этот вопрос находится внутри человека. И в отличии от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в свой собственный внутренний мир, в свое одиночество».
Постправда: люди счастливы, Россия процветает
26.07.21В чем причина коммунальных проблем Петербурга?
Проблемы ЖКХ в Петербурге подчас напоминают тяжелое инфекционное заболевание, с которым город борется заговорами и ритуальными танцами. Что мешает перейти к нормальному лечению?
28.02.19Многоликое рейдерство и декоративное омбудсменство
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — еще до этих слов Владимира Путина в послании Федеральному Собранию мы начали готовить выпуск «Экономики и времени», тема которого давно находится на острие общественного внимания. Мы собрали истории нескольких российских предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от действий институтов власти, которые должны защищать бизнес. Погружаясь в эти события, начинаешь задумываться, а есть ли вообще в России честное следствие, справедливый суд и реальная, а не декларируемая поддержка предпринимателей? «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — говорит президент, и хочется думать, что к этому прислушаются и федеральные чиновники, и ответственные на местах.
Импортозамещение
18.05.15Импортозамещение: экономика, политика, идеология
Приступая к разработке и осуществлению стратегии импортозамещения, власти, бизнес и институты гражданского общества должны напрочь отрешиться от шапкозакидательских, легковесных настроений по поводу быстрого и малозатратного ухода от импортной зависимости
Спортплощадка для КУГИ
18.06.12„Спартак“ начинает выигрывать
Ценности бизнеса
14.05.12Конкуренты из «ближнего» зарубежья наступают на Россию…
В марте-апреле
2012 года многие
международные исследовательские структуры,
анализируя вопросы деловой активности и инвестиционного климата в бывшем СССР, пришли, можно
сказать, к одинаковому выводу. А именно: в сравнении с большинством других постсоветских стран деловая активность и инвестклимат в России если и улучшаются, то весьма медленно. Это может привести к ситуации, когда «ближнее окружение» России будет инвестиционно более
привлекательным
не только для зарубежных, но и для российских
инвесторов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru