Недостаточно высокий уровень практической подготовки выпускников, как правило, является камнем преткновения при их трудоустройстве. Следовательно, надо менять правила игры и предпринимать усилия для того, чтобы ситуацию, при которой половина выпускников вузов по специальности не работает, улучшить. Как это можно сделать?
Есть варианты
Предложений по реформированию как всей системы профессионального образования России, так и высшей школы, хватает. Официальная версия - изменения в соответствии с Болонским процессом, когда вузы перейдут на двухуровневую систему подготовки, предусматривающую 4 года обучения до статуса бакалавра и еще 2 - до звания магистра. В части вузов (технических и медицинских, например) подготовку будут вести 5 лет - до получения выпускником статуса `специалист`.
Жаркие споры вокруг целесообразности этого шага не утихают, но запущенная `наверху` машина обратного хода не дает. Тем более что многие ведущие вузы страны уже давно фактически действуют по многоуровневой системе.
Кроме того, с 2009 года заработают новые образовательные стандарты. Как недавно заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, `для высшей школы уже закуплены первые 66 стандартов`. При этом важно, чтобы в разработке, по утверждению чиновников, участвовали сами работодатели, а их вариативная часть в профобразовании достигнет 50%. Что
означает большую свободу в вариантах сотрудничества между вузом и бизнесом.
Однако существуют и другие, более радикальные варианты реформирования системы профобразования. В частности, в соответствии с ее моделью на период до 2020 года, разработанной группой экспертов под эгидой Мин-обрнауки, подготовку большинства специалистов среднего уровня нужно передать из техникумов в вузы.
Речь идет о создании прикладного (технического) бакалавриата, образование в котором будет считаться высшим, а вот продолжительность обучения не превысит трех, а возможно, даже двух лет. Спрос на такое массовое высшее образование в обществе действительно существует. Оно очень похоже на западную модель, где медсестра, к примеру, таким образованием обладает.
По оценкам разработчиков, в 2020 году прикладной бакалавриат позволит охватить высшим образованием 70% выпускников школ, и среди них окажутся даже те, `кто хочет, но не способен учиться в вузе`. Таковых Рособрнадзор насчитывает до 30% в каждом школьном выпуске.
Желающие `работать руками` окажутся в ПУ, срок обучения в которых сократится до 6-9 месяцев.
Идею однозначно поддерживает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, который заявил, что `80% российских вузов - и так не более чем техникумы с пятилетним обучением`.
Однако во всех случаях идея схожа и заключается в том, чтобы человек мог повышать квалификацию постепенно, в соответствии с собственными потребностями. Причем если первоначальные ступени профессионального образования будут, по большей части, финансироваться бюджетом, то высшие - в основном за счет самого учащегося (или заинтересованного в его услугах работодателя, к примеру).
Кадры на заказ
Одной из наиболее эффективных форм сотрудничества бизнеса и вузов считают целевую подготовку персонала. В этом случае работодатель не только `заказывает` учебному заведению специалистов того или иного профиля, но и непосредственно участвует в их `производстве`, контролируя и направляя ход учебного процесса. В результате все вроде бы должно быть хорошо: университет получает деньги, а предприниматель - подготовленного по его стандартам выпускника. Но...
Как показывает практика, целевая подготовка тоже не панацея. В том числе и потому, что, даже заключив договор на обучение, выпускники нередко его нарушают. В отдельных регионах страны лишь 15-17% `целевиков` (особенно это касается педагогов) трудоустраиваются у заказчика.
В этой связи в обществе уже не раз поднимался вопрос о возвращении обязательного распределения хотя бы по тем специальностям, которые принципиально важны. Однако президент России Дмитрий Медведев, не исключая, что в той системе были свои плюсы и заказ на те или иные профессии у государства и частного бизнеса вполне может быть, возврата к ней не видит.
`Сегодня у нас совсем другая страна, где существуют иные формы комплектования кадрами`, - заявил он.
Мнения специалистов
Исаак Калина,
заместитель министра образования и науки:
- Выпускники вузов вместе с дипломом не всегда получают знания и высокую квалификацию. В результате человек не может устроиться на работу по профессии - он мало что умеет. Чем диплом, полученный в результате пятилетнего пребывания в вузе и не подтвержденный знаниями, лучше купленного в переходе метро? О том, который приобретен в метро, владелец знает хотя бы всю правду и адекватно к нему относится. А вот те, кто 5 лет что-то `посещал` и в результате ничего не получил, сами себя обманывают.
Ярослав Кузьминов,
ректор Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ):
- Сегодня обучение в вузе стало социальным императивом для большинства наших граждан. Люди считают, что, только окончив вуз, они войдут в социальную группу, для которой открыты возможности профессионального и социального роста. В свою очередь, работодатели стараются набирать специалистов с высшим образованием даже на те должности, где оно не требуется. Недавно коллеги показали мне такое объявление в одной из газет: `Организация ищет курьера с высшим образованием`. Если позволить событиям развиваться своим чередом, в 2010 году специалисты с высшим образованием составят от 65 до 70% рынка труда.
Павел Панкратов,
председатель Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга:
- Образовательная система меняется очень медленно и обладает большой инерционностью. Да, некоторые высшие учебные заведения ведут себя активно, ищут контакты с работодателями, восстанавливают старые и находят новые. Другие занимают выжидательную позицию и надеются на то, что все решится как-то само собой. Не решится... Можно твердо говорить о том, что собственная активность и энергичность как представителей вузов, так и работодателей может значительно улучшить ситуацию с трудоу-стройством выпускников.. Необходимо стараться решить проблему хотя бы на своем уровне. Уверен, что в этом случае многое может измениться.
Святослав Плавинский,
декан факультета общественного здравоохранения Медицинской академии последипломного образования:
- На мой взгляд, наша система обучения уже давно, по крайней мере 10 лет, является многоуровневой. Честно говоря, я не вижу явных причин для того, чтобы мы стандартизировали ее на западный манер. Главная цель понятна: студенты смогут учиться где захотят и получат повсеместно принимаемый диплом. Но сразу возникает вопрос, а зачем российский налогоплательщик будет платить за образование специалиста, который тут же сможет уехать, к примеру, в Финляндию? Ведь своим трудом он будет оплачивать старость финских, а не русских пенсионеров... Когда по демографическим причинам студентов и так не хватает, сокращать срок обучения, с государственной точки зрения, тоже не стоит.
Александр Викторов,
председатель Комитета по науке и высшей школе администрации Петербурга:
- Практика петербургских вузов как государственных, так и частных показывает, что средняя стоимость учебы в образовательном учреждении такого уровня составляет от 100 до 120 тыс. рублей в год. Однако при этом главное, чтобы за деньги учащийся действительно получал качественные, востребованные на рынке труда знания и навыки, а не только диплом о высшем образовании. Ведь сейчас нередко бывает так, что некоторые вузы попросту торгуют дипломами по популярным у абитуриентов специальностям, устанавливая за обучение демпинговые цены. При этом учеба в техническом университете пока обходится значительно дешевле. Нередко весьма перспективную профессию (например, специалиста по информационным технологиям) в нем можно получить, заплатив втрое меньше, чем за знания в области филологии или юриспруденции.
Обязательное распределение выпускников вузов сложилось в середине 1950-х годов, когда все студенты стали получать знания за счет государства. Специальная комиссия `раскидывала` молодых специалистов по всей стране в соответствии с заявками, поступившими от работодателей. Избежать распределения могли лишь девушки: в случае замужества или беременности им предоставлялось право свободного выбора места работы. Такая практика была отменена в 1991 году
|