Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Закон: кружева или паутина? - ЭиВ N 19 (703)
ТЕМА НОМЕРА
новый закон - новые условия
Закон: кружева или паутина?
No. 19 (703) 02.06.2008
Евгения КАЙДАНОВА
Об острой необходимости закона, который регламентировал бы вопросы торговли, говорили уже давно. И вот на суд заинтересованных зрителей был представлен законопроект, разработанный Минэкономразвития и ФАС
Легпром особенно ждал появления нового закона, подчеркивают эксперты. Во-первых, потому что эта отрасль - одна из немногих, которая непривлекательна для инвестиций, в первую очередь иностранных, и в ближайшем будущем не сможет на них рассчитывать.

Потенциальные зарубежные инвесторы не хотят вкладывать средства в развитие отечественного лег-прома, потому что тогда Российская Федерация перестанет быть рынком сбыта для их продукции. Сегодня иностранцы решают проблему своего перепроизводства за счет экспорта в нашу страну. В этом им помогает и то, что антимонопольное законодательство у нас практически не действует.

Во-вторых, отрасль подвергается мощному давлению контрафактной продукции, сдержать которое можно только законодательными мерами.

Отраслевики также не раз поднимали вопрос об адекватном распределении доходов от торговых наценок с продаж между торговлей и производством, как это делается в большинстве стран. (Прибыль, которую приносят наценки, выше доходов промышленного производства в 100-300 раз).

Все эти обстоятельства показывают, что легкая промышленность может рассчитывать на позитивные перспективы только посредством совершенствования нормативной базы и прямого участия государства в урегулировании различных вопросов в сфере торговли.

Итак, рассмотрим законопроект `Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ`.



Закон всех рассудит



Изначально предполагалось, что новый закон о торговле существенно улучшит положение тех, кто производит и торгует. В частности, закон позволит проанализировать и упорядочить около 600 смежных нормативно-правовых актов, которые косвенно регулируют вопросы торговли, но зачастую противоречат друг другу. Таким образом, количество документов, регулирующих российскую розницу, сократится, а это, в свою очередь, должно снизить административное давление на розницу, упростить процедуру открытия магазинов, регулирование импортных поставок. Кроме того, разработчики называли законопроект либеральным, построенным по принципам западного подхода к розничной торговле. Поскольку в разработке закона принимала участие ФАС, легпром особенно ждал решения вопросов с контрафактом и ритейлом.

Несмотря на то что сего-дняшняя редакция законопроекта не первая, можно говорить, что новый закон о торговле не оправдал надежд отраслевиков. Многие из его как бы обновленных, призванных улучшить ситуацию положений совершенно не решают насущных проблем. Эксперты называют законопроект откровенно `сырым`.



Уравнение со многими неизвестными



Так, по части упорядочения огромного количества смежных правовых актов, на которую возлагались особые надежды, разработчики явно потерпели неудачу: проект нового закона сам содержит множество противоречий и неточностей, а некоторые из его положений допускают двоякую трактовку. К таковым эксперты относят ст. 25 п. 4 (раздел 3 гл. 8), где введено понятие коллективного доминирования и дословно сказано, что `доминирующим признается положение каждого продавца из нескольких продавцов`. Смысл этой фразы неясен.

В ст. 6 (раздел 1 гл. 2) речь идет о том, что цены должны регулироваться государством. Эксперты называют это антирыночной мерой и социально-экономической бессмыслицей. В случае если цены будет определять государство, конкуренто-способным останется только конфискат, распродаваемый на барахолках, или second-hand, который по стоимости уже догоняет недорогую новую одежду и обувь.

В ст. 8 п. 2 (раздел 1 гл. 2) не прописано, что органы власти субъектов Федерации должны обеспечить добросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов и конкурентную среду.

Эксперты настаивают, чтобы в ст. 24 п. 2 (раздел 3 гл. 8) была прописана недопустимость для местных органов власти самостоятельно ограничивать или запрещать торговую деятельность в дополнение к федеральным ограничениям.

Эти и многие другие положения нового законопроекта фактически оставляют `все как есть` или даже сводят совсем на нет возможные перспективы отечественных производителей легпрома.



Против здравого смысла



Эксперты замечают, что пока единственно, для кого новый закон о торговле не представляет серьезной проблемы, - это сети. В конечном итоге вряд ли удастся сохранить ст. 6 (раздел 1 гл. 2), по которой государство будет определять цены на продукцию: основная прибыль сетей именно в наценке, а они явно не захотят расставаться с таким преимуществом. К тому же положение этой статьи не может быть универсальным для всех отраслей.

Относительно снижения размера доли хозяйствующего субъекта, при достижении которой его положение на рынке признается доминирующим, до 15% - также выглядит неубедительно, так как в сфере легпрома ни одна сетевая компания такой доли рынка занять не сможет.

Соблюсти в законопроекте баланс интересов участников торговли (сетей и производителей) ФАС считает необходимым, но замечает, что `действующие нормы антимонопольного контроля отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, не позволяют в достаточной мере осуществлять данный контроль в торговой деятельности` и ссылается на ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ `О защите конкуренции`, где `условия для применения норм антимонопольного контроля в отношении действий (бездействия) хозяйствующих субъектов являются универсальными и не учитывают специфику отношений в сфере торговли`.



Визитная карточка



Набиуллина Эльвира Сахипзадовна родилась 29 октября 1963 года в Уфе. Окончила МГУ им. Ломоносова. В 1991 году работала в должности главного специалиста дирекции Постоянного комитета правления Научно-промышленного союза СССР по вопросам экономической реформы. В 1996 году становится начальником Департамента экономической реформы Министерства экономики РФ. 1998 год - зампредседателя правления АК `Промторгбанк`. 2000-2007 гг. - работа в должности первого замминистра экономического развития и торговли (Германа Грефа). С 24 сентября 2007 года - министр экономического развития и торговли Российской Федерации.



Только цифры



В январе-апреле 2008 года:

102,0% - индекс текстильного и швейного производства;

107,5% - индекс производства обуви и изделий из кожи

(по сравнению с соответствующим периодом 2007-го)



Другие материалы рубрики
ТЕМА НОМЕРА
Мотивированные граждане - главный капиталл страны
23.05.23Обманчивое единодушие или коллективное безмолвие
В этом номере мы рассказываем о людях, которые, не имея широкой публичной известности, занимаются важнейшей для Петербурга и страны общественной деятельностью. Одни пытаются сохранить культурное наследие, другие — отстоять комфортные условия жизни в строящемся микрорайоне. Третьи бескорыстно помогают участникам СВО. Четвертые предлагают более эффективные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.
В интересах страны = в интересах общества
14.06.22Что делать
«Мы живём в тревожное время, когда будущее туманно, а в головах хаос и неразбериха. Самим названием романа Чернышевский поставил сакральный для нашей страны вопрос, найти ответ на который пыталось не одно поколение соотечественников. Со времени написания романа слишком многое поменялось, многое выглядит наивно, неправдоподобно. Слишком много крови было пролито в прошлом веке в поисках ответа на этот вопрос. Ответ не найден. Сегодняшние социальные и политические контексты провоцируют общество на новые поиски. Возможно, ответ на этот вопрос находится внутри человека. И в отличии от утопических надежд героев романа на справедливое переустройство общества, сегодня главным кажется путешествие в свой собственный внутренний мир, в свое одиночество».
Постправда: люди счастливы, Россия процветает
26.07.21В чем причина коммунальных проблем Петербурга?
Проблемы ЖКХ в Петербурге подчас напоминают тяжелое инфекционное заболевание, с которым город борется заговорами и ритуальными танцами. Что мешает перейти к нормальному лечению?
28.02.19Многоликое рейдерство и декоративное омбудсменство
«Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания», — еще до этих слов Владимира Путина в послании Федеральному Собранию мы начали готовить выпуск «Экономики и времени», тема которого давно находится на острие общественного внимания. Мы собрали истории нескольких российских предпринимателей, прямо или косвенно пострадавших от действий институтов власти, которые должны защищать бизнес. Погружаясь в эти события, начинаешь задумываться, а есть ли вообще в России честное следствие, справедливый суд и реальная, а не декларируемая поддержка предпринимателей? «Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства», — говорит президент, и хочется думать, что к этому прислушаются и федеральные чиновники, и ответственные на местах.
Импортозамещение
18.05.15Импортозамещение: экономика, политика, идеология
Приступая к разработке и осуществлению стратегии импортозамещения, власти, бизнес и институты гражданского общества должны напрочь отрешиться от шапкозакидательских, легковесных настроений по поводу быстрого и малозатратного ухода от импортной зависимости
Спортплощадка для КУГИ
18.06.12„Спартак“ начинает выигрывать
Ценности бизнеса
14.05.12Конкуренты из «ближнего» зарубежья наступают на Россию…
В марте-апреле
2012 года многие
международные исследовательские структуры,
анализируя вопросы деловой активности и инвестиционного климата в бывшем СССР, пришли, можно
сказать, к одинаковому выводу. А именно: в сравнении с большинством других постсоветских стран деловая активность и инвестклимат в России если и улучшаются, то весьма медленно. Это может привести к ситуации, когда «ближнее окружение» России будет инвестиционно более
привлекательным
не только для зарубежных, но и для российских
инвесторов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru