Это очень распространенная форма работы с персоналом, которую применяют не только для обучения, но и для достижения других разнообразных целей. Из всего обширного списка предложений тренинг, пожалуй, самый понятный для руководителей и лояльно принимаемый ими способ достижения целей. Но на самом деле как форма обучения он может принести компании как пользу, так и несомненный вред...
Что это такое
Тренинг - активное обучение группы людей, направленное на формирование навыков.
Отличие тренинга от лекций, семинаров и любых других форм обучения, развития и повышения квалификации персонала заключается именно в том, что тренер является ответственным не только за передачу участникам информации и стимулирует их на размышления и обсуждение, но и за первичное формирование необходимых навыков.
Отталкиваясь от основной особенности тренинга как формы обучения, можно достаточно легко понять, какие направления человеческой деятельности ему поддаются, а какие - нет.
Отработать в течение нескольких часов позитивную реакцию на возражения любой тематики или выработать спокойную словесную реакцию на манипулирование - это реально. А вот преподносить существующие в мире модели заработных плат в формате тренинга - фантастика. Желая провести его, обратите внимание на то, возможна ли выработка навыка в рамках данной тематики. В противном случае обсудите с ведущим применение семинарского, лекционного или любого другого формата работы.
Видеть цель
Оговорив тематические ограничения тренинговой формы обучения, очень хочется коснуться вопроса постановки целей.
На самом деле часто перед тренерами и самим тренингом ставятся совершенно нереальные, недостижимые цели. Например, повысить продажи компании не менее чем на 50% за месяц в условиях сезонного спада и отсутствия половины ассортиментного перечня товаров на складе компании. Или - внедрить корпоративный дух. Что самое удивительное, некоторые компании и тренеры берутся их выполнять, хотя для достижения некоторых из них требуются месяцы и даже годы повседневной, плановой, кропотливой работы целой команды грамотных управленцев.
Какие задачи на самом деле может решить тренинг? Он способствует эмоциональной встряске для участ-ников, возможности побывать в новой ситуации, которая приводит к всплеску энтузиазма. Повышению оценки себя как специалиста. Обмену опытом работы в типичных либо нестандартных ситуациях со своими коллегами или людьми из других компаний. Поиску и осознанию своих ошибок (в том числе благодаря обратной связи от тренера и других участников), возможности посмотреть на себя со стороны. Получению новой информации, осознанию общих алгоритмов того или иного сложного действия. Началу формирования навыков, которое осуществляется в процессе отработки каких-то ролевых ситуаций на самом тренинге. Повышению чувства сплоченности, уважения к коллегам, выработке общего языка в каких-то сферах.
Но недостаточно загнать весь состав того или иного отдела на тренинг, выбранный методом `пальцем в небо`. Надо думать - когда, с кем и как его проводить. Анализировать сам процесс с целью найти ответ на вопрос, как максимально эффективно использовать результаты. И после его проведения надо продолжать работать, стимулируя людей к применению полученной информации и закреплению начавших формироваться навыков.
За и против
Тренинг будет однозначно полезен, если:
1. Тренинги введены в вашей компании как традиция и не являются для персонала чем-то странным и пугающим.
2. Персонал мотивирован на обучение, сотрудники мечтают о посещении тренинга и уверены в его полезности.
3. Проведена предтренинговая диагностика и согласно ей подготовлен материал на адекватном для сотрудников уровне восприятия.
4. Тематика точно ложится в пробелы знаний и умений сотрудников.
5. Полученные знания внедряются в работу и дорабатываются в процессе посттренингового сопровождения.
Тренинг наверняка будет вреден, если:
1. Людей предупредили о его проведении за один день до начала, да еще и назначен он на выходные.
2. Сотрудники высоко оценивают качество своей работы и уверены, что все знают, а проведение тренинга было силовым решением руководства.
3. Содержание никак не адаптировано под специфику бизнеса (стандартная программа).
4. Работники не представляют, что такое тренинг, и ждут лекционного материала.
5. Состав группы подобран некорректно (в группе присутствуют люди со слишком разной спецификой работы или уровнем знаний).
6. Материал тренинга прямо противоречит принятым в компании стандартам (или руководители среднего звена дают ему открыто низкую оценку).
Организовывая тренинг, не путайте его с лекционными или семинарскими занятиями! Это совершенно разные формы обучения, решающие различные цели и дающие разный эффект. Задавая тематику, протестируйте, реально ли в рамках заявленного содержания начать наработку навыка! Занимаясь его подготовкой, постарайтесь учесть максимальное количество `мелочей`, которые в реальности и делают проведение тренинга эффективным рычагом
управления персоналом, а не просто мероприятием для галочки.
Анна Гулимова, консультант по управлению компании `А-Консалтинг`
|