Весной 2007 года в Мурманске на заседании Президиума Госсовета РФ, а позже - на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ рассматривались вопросы развития морской транспортной инфраструктуры по Северо-Западному бассейну. На них были определены основные направления Минтранса РФ по взаимодействию с СЗФО в 2008 году, о которых рассказал директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Алексей Клявин.
- Правительством РФ министерству поручено повысить конкурентоспособность российского морского транспорта за счет согласованного развития всех составляющих отрасли. Тут целый ряд вопросов связан с введением в действие `Российского международного реестра судов`. Второй реестр призван снизить налоговое бремя для тех судоходных компаний, которые были вынуждены увести в предыдущие годы свой флот под `удобные флаги`.
Во II половине 2007-го был принят пакет документов, регламентирующий порядок предоставления льгот для судов, зарегистрированных в Российском международном реестре. Вступил также в силу и Федеральный закон, облегчивший страхование таких судов. И сейчас в международном реестре - уже 199 судов.
Еще одно важное направление, на которое обращали внимание транспортные компании Северо-Запада в 2007 году, - работа с международными организациями. Это Международная морская организация (ИМО), Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Комиссия по защите морской среды района Балтийского моря - Хельсинкской комиссии (ХЕЛКОМ) и Международная организация труда (МОТ).
В ноябре 2007-го Россия вновь вошла в совет ИМО, и это позволило сделать ее голос в этой организации, которая, по сути, определяет международное морское законодательство, более весомым. Активизирован и диалог в рамках ХЕЛКОМ. В частности, Россия активно участвовала в разработке `Плана действий для Балтийского моря`, одобренного в ноябре 2007-го. Напомню, что Минтранс РФ совместно с Данией разработал в ней раздел под названием `Морская деятельность`.
Звучала критика и по поводу госполитики в сфере портовых сборов. Многие конструктивные предложения компаний были учтены. В Минтрансе РФ сейчас проходит корректировка ФЦП `Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)` для ее продления до 2015 года. Организована разработка инвестиционных программ развития российских терминальных комплексов: средства федерального бюджета будут направлены на ускоренное развитие портов, обеспечивающих основной прирост перегрузки экспортно-импортных и транзитных грузов. При этом будет решена задача не только расширения имеющихся мощностей, но и снижения инвестиционной составляющей в портовых сборах.
Создание объектов федеральной собственности позволит привлечь средства частных инвесторов в развитие инфраструктуры и перерабатывающих мощностей в объемах, значительно превышающих затраты из бюджета. Особое внимание уделяется строительству контейнерных терминалов. Сегодня уровень контейнеризации российских грузов значительно ниже, чем за рубежом, и нам необходимо в короткий срок преодолеть или хотя бы сократить до минимума этот разрыв. Предлагается довести производственные мощности контейнерных терминалов, например в Усть-Луге, до 3,5 млн TEU (эквивалент 20-футового контейнера) и Балтийске - до 3,5 млн TEU.
Естественно, развитие морских портов невозможно без соответствующего развития железнодорожной и автодорожной инфраструктуры на подходах к ним. Минтранс запланировал мероприятия по строительству и реконструкции железных и автодорог в направлении основных морских портов - на Северо-Западе это Мурманск, Усть-Луга и Петербург.
Новые ставки портовых сборов были
утверждены правлением ФСТ России 20 декабря 2007 года. В связи со снижением курса доллара в 2007-м потери ФГУП `Росморпорт` составили 800 млн руб. Потому ставки были повышены. Однако администрациями морских портов и ФГУП `Росморпорт` были проведены экспериментальные расчеты применения предлагаемых ставок портовых сборов, которые показывают, что их доля в общей стоимости судозахода в морские порты РФ сегодня не превышает 10%.
Наконец, особое значение в Минтрансе РФ придают Севморпути, который теперь рассматривается как составляющая общей Арктической транспортной системы РФ и должен стать транспортным коридором для транзитных перевозок. В первую очередь судоходство по нему обеспечивают 7 атомных ледоколов и 5 линейных дизель-электроходов, которые проводят караваны торговых судов. Предполагается, что до 2020 года построят 3 универсальных атомохода и 7 дизель-электроходов.
|