Федеральные власти рассматривают развитие портовой индустрии как стратегически важную цель. Однако чтобы выполнить намеченное, нужно исправить ряд перекосов, которые были допущены в предыдущие годы. К такому выводу пришли участники конференции `Инвестиционные возможности и стратегии финансирования`, которая прошла на прошлой неделе в Петербурге.
На одном из заседаний `Межотраслевого союза транспортников и предпринимателей` представители транспортных компаний были вынуждены признать: партнерство предпринимателей с Минтрансом РФ на Северо-Западе развито недостаточно.
Особенно слабое звено - министерская программа действий о путях создания государственно-частного партнерства в сфере транспорта: уже второй год она остается на уровне пожеланий. Отчасти из-за этого ряд проектов, которые могли попасть в программы партнерства с приграничными Северо-Западу РФ странами, так и `завис`. Вместо них к финансовым ресурсам европейских программ подобрались страны Балтии, где именно господдержка проектов позволила портовикам представить эффектные бизнес-планы.
Однако фонд программы по Северному измерению, который работает с 2008 года, солидный. От России в него вошел только один предложенный по линии МИД РФ проект взаимодействия по Баренцеву морю.
Небольшие достижения, как отметили на Международном экологическом форуме `День Балтийского моря`, прошедшем в начале марта в Петербурге, достигнуты также и по линии реализации программ ХЕЛКОМ по спасению акватории и восстановлению ущерба, нанесенного морской среде. Собственно, на нем участники не узнали ничего нового по сравнению с тем, что говорилось на февральской III встрече рабочей группы по морскому, смешанному `река-море` и внутреннему водному транспорту в рамках транспортного диалога Россия - ЕС.
Недостаточными представляются также инвестиционные программы ФГУП `Росморпорт` в области строительства и реконструкции прибрежно-портовой инфраструктуры. Их объемы сдерживают инициативу стивидорных компаний. Портовики недовольны тем, как складывается сотрудничество с `Росморпортом` в сфере совместных инфраструктурных проектов.
Стимулирование инвестиций в портах, по-видимому, - один из самых больных вопросов сегодня для портовиков. Они разочарованы тем, что применение нового закона о морских портах и ряда новых законодательных актов не дает желаемого эффекта. Напомним, что несколько лет назад на конференциях в Петербурге они говорили о необходимости компенсации роста железнодорожных тарифов: по сути, они в ближайшее время выравниваются с перевозками в направлении стран Балтии. А с учетом величины сквозных ставок обработка некоторых грузов в некоторых портах Северо-Запада теряет свою привлекательность.
Предлагался ряд мер, вполне допустимых с точки зрения международного законодательства и не противоречащий требованиям ВТО. В странах Балтии, между прочим, этими инструментами уже пользуются, что ставит российских и зарубежных стивидоров подчас в неравные условия. Особенно с учетом того, что ряд инфраструктурных портовых программ в Эстонии, Латвии и Литве развивается с привлечением средств грантов европейских фондов. Помощь Российского государства стивидорам Северо-Запада не должна ограничиваться только проектами в порту Усть-Луга.
Не слишком порадовали портовиков и те границы, в которые в РФ заталкивают портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ): во-первых, они применимы далеко не во всех портах. Во-вторых, льготы и преференции частным инвесторам меньше, чем ожидали эксперты. И в-третьих, так и остается за кадром реформ возможность появления в портах зон с режимом свободного таможенного склада, которые есть, например, на терминальных комплексах Финляндии.
Крайне расплывчаты перспективы применения механизмов ГЧП в российской портовой индустрии. На это, кстати, указывают и аналитики Внешэкономбанка, который готов расширить свое участие в подобных проектах. В ЕБРР также указали на законодательные проблемы, которые возникают в процессе подготовки проектов с точки зрения кредитора.
Эти же проблемы, между прочим, были заострены во время мартовского расширенного заседания совета Федерального агентства морского и речного транспорта, где подводили итоги работы морского и внутреннего водного транспорта в 2007-м и обсуждались задачи на 2008 год.
|