Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Демпингомпо автокаско - ЭиВ N 11 (695)
ТРАНСПОРТ/ЛОГИСТИКА
Демпингомпо автокаско
No. 11 (695) 31.03.2008
Алексей КРЫЛОВ
Страховые компании убеждены в том, что рынок автокаско нуждается в повышении тарифов
Только повышение тарифов могло бы помочь страховщикам иметь рентабельность, необходимую для качественного развития каско-бизнеса. Однако массовый демпинг на рынке каско не оставляет страховщикам никаких надежд на повышение сборов за счет тарифного роста. Во всяком случае, в обозримом будущем этого не произойдет



В обсуждении насущных проблем этого сегмента рынка приняли участие:

Алексей Образцов, директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона СГ `Ренессанс страхование` (слева) и Дмитрий Синишев, директор управления автострахования

СК `Росгосстрах Северо-Запад`



`ЭВ`: Ваши коллеги высказывают диаметрально противоположные мнения о перспективах тарифов по каско. Одни ждут их большого роста, другие - нет. А какого мнения придерживаетесь вы?

А. Образцов: С тарифами какого-то глобального тренда не прослеживается. Корректировки по той или иной модели проходят постоянно, но в целом ситуация спокойная.

Д. Синишев: каско не становится рентабельнее для страховщиков. Скорее, наоборот. В этих условиях логичным представляется рост тарифов. Он действительно происходит, но незначительный. Его рост сдерживается очень сильной ценовой конкуренцией на рынке, в частности присутствием демпингующих игроков.

Некоторые не хватающие звезд с неба страховщики на тарифном демпинге пытаются удержаться на рынке как можно дольше. Отсюда - рыночная тенденция наличия стабильно низких тарифов для новых `автосалонных` транспортных средств.

Если и можно говорить об ощутимом росте тарифов по каско, то только в отношении не новых транспортных средств - в этом откровенно убыточном для страховщиков сегменте рост тарифов обычен.

`ЭВ`: Разве демпингующие компании еще не умерли все? Угроза актуальна?

А. Образцов: Постоянно кто-то из страховщиков (обычно это новые игроки на петербургском рынке) пытается продемонстрировать резкий рост своей доли рынка. Проще всего это сделать за счет каско, поэтому демпинг будет повторяться.

Д. Синишев: Не умерли, работают. Демпинг на рынке автокаско представлен достаточно широко. Питательной средой для него, к сожалению, служит неразборчивость автовладельцев при выборе страховщика. Многим нашим автолюбителям свойственно долго и скрупулезно выбирать автомобиль и очень быстро и невнимательно - страховую компанию по принципу `где дешевле`. Многие даже не вспомнят название страховой компании, в которой они застраховали свое авто. Этим `демпингисты` и пользуются.

Демпинг действительно вреден для рынка, так как мелкие демпингисты своими действиями вынуждают некоторые средние и даже крупные страховые компании идти по пути установления заниженных тарифов. Все это приводит к несостоятельности отдельных игроков на рынке, повышает нестабильность рынка, ухудшает качество и скорость страховых выплат.

К счастью, `Росгосстрах` менее зависим от рыночного демпинга, так как сбалансированный страховой портфель, в котором большую долю занимают рентабельные виды страхования имущества, ДМС, личное страхование позволяют держать конкурентоспособные тарифы по каско.

`ЭВ`: Одна из петербургских компаний объявила о том, что собирается начать страховать авто только лишь от угона, а не от угона и повреждения в комплексе, как это делают практически все страховщики. У нас стало гораздо меньше угонов?

Д. Синишев: По моему мнению, страхование авто только от угона крайне убыточно для страховщиков и привлекает, главным образом, потенциальных мошенников. Такое предложение, на мой взгляд, не найдет спроса у широких слоев автомобилистов, владеющих хорошими автомобилями. Подавляющее большинство таких автовладельцев захочет защитить свой качественный автомобиль от всех рисков.

Дороговизна ремонта автомобилей сегодня такова, что даже при ударе средней силы в ДТП транспортное средство может получить повреждения, при которых можно будет говорить о его конструктивной гибели. Убыток для автовладельца при такой ситуации приблизительно тот же, что и при угоне. Необходимость страхования от всех рисков очевидна.

`ЭВ`: Недавно на одном из `круглых столов` было отмечено, что в Петербурге до сих пор тарифы по каско на одну и ту же модель автомобиля могут различаться в разных компаниях в 1,5 - 2 раза. Почему так происходит? Как клиенту не ошибиться в компании?

А. Образцов: Один и тот же Mitsubishi Lancer (два молодых водителя с небольшим стажем) может быть застрахован и за 7,44%, и за 15,22%. Разница, прежде всего, в условиях страхования: например, сколько раз и на какую сумму можно получить возмещение без представления документов из ГИБДД. Клиенту следует внимательно изучать условия страхования.

Д. Синишев: Причин тому много, и все они очевидны - ведь это рынок. Кто-то демпингует, кто-то - нет. У кого-то есть возможность держать относительно невысокие тарифы за счет сбалансированного страхового портфеля, у кого-то ее нет. Кто-то проводит специальную акцию, и тариф является `рекламным`.

Некоторые страховщики специально устанавливают высокие (запретительные) тарифы на отдельные виды транспортных средств (например, старые ТС). Те, кто этого не делает, имеют на те же марки (модели) ТС куда более низкие рыночные тарифы.

Кроме того, на рынке есть страховые компании, которые вообще не заинтересованы в развитии каско и держат запретительные тарифы на все ТС. Отсюда и создается впечатление большого разброса тарифов.

Наилучший выбор - это осознанно сделанный выбор. Я считаю, что выбор нужно делать в пользу крупных страховых компаний федерального масштаба, известных всем и имеющих определенную репутацию.

`ЭВ`: Говорят, что в Петербурге очень трудно застраховать по каско мотоциклы. А в чем сложности?

А. Образцов: Да, вождение мотоцикла - повышенный риск. Если бы мы предложили такой продукт, высокий тариф отпугнул бы массовых клиентов, полис приобрели бы только те, кто уверен, что с их мотоциклом обязательно что-то случится (например, из-за рискованной манеры вождения). Соответственно, произошла бы антиселекция риска, и продукт все равно оказался бы убыточным.

Д. Синишев: Действительно, мотоциклы мало кто из страховщиков страхует. Причин тому несколько: значительные повреждения при ДТП, легкость угона. Кроме того, по истечении определенного периода эксплуатации мотоциклы становятся неликвидными, их невозможно продать по приемлемой цене. В связи с этим страховщики именно в сегменте мотоциклов получают большое число `самоугонов`.

`ЭВ`: На рынке регулярно возникают разговоры о совмещении ОСАГО и каско со страхованием водителей по ДМС и от несчастных случаев. Особенно это актуально для мотоциклистов. А у вас есть подобные программы?

А. Образцов: Есть два вида такого страхования: от несчастных случаев (в ДТП получена травма, выплачивается оговоренная сумма) и ДМС (оплата лечения в коммерческих отделениях клиник). Стоимость такого полиса НС - 0,35% от страховой суммы в год (сумма может быть установлена по желанию клиента - от $10 тыс. до $50 тыс.). Полис ДМС обойдется в 570 руб. без оплаты услуг коммерческой `скорой` (только стационар) и в 760 руб., если в программу входят и стационар, и `скорая`.

Около 1-2% застрахованных по автокаско оформляют подобный полис.

Д. Синишев: Да, в Росгосстрахе такие программы есть. В полисе каско одновременно со страхованием транспортного средства и дополнительного оборудования на нем можно застраховать добровольную гражданскую ответственность, а также водителя и пассажира от несчастного случая. При этом никаких дополнительных документов оформлять не придется, так как это, по сути, комплексный продукт, при продаже которого оформляются одно заявление о страховании и один полис.

Есть две формы страхования от НС:

1) пауштальная система (устанавливается общая страховая сумма на весь салон автомобиля, страховая выплата производится в пределах определенного процента от страховой суммы в зависимости от количества пострадавших);

2) система мест (устанавливается страховая сумма на каждое посадочное место в ТС).

Страховой тариф на страхование от НС водителя и пассажиров составляет 0,3% от страховой суммы. Страховая сумма выбирается клиентом самостоятельно.

`ЭВ`: На рынке все чаще возникает

спрос на страхование авто с тюнингом, аэрографией и пр. В чем там сложности и тонкости? Как обстоят дела с тарифами?

А. Образцов: Да, некоторые компании неохотно принимают такие автомобили на страхование. Но, например, у нас есть опция страхования аэрографии, которую можно включить в стандартный договор страхования. Тариф очень индивидуален, зависит от конкретных особенностей изображения, в среднем эта опция стоит около 10% стоимости аэрографии.

Д. Синишев: Да. Эту нестандартную услугу мы предоставляем в индивидуальном порядке.

Страхование тюнинга. Он представляет собой специфические работы по `доводке` транспортного средства, не имеющие всем известных средних рыночных расценок. Чтобы его корректно застраховать, нужно в договоре страхования точно определить, какие именно работы по тюнингу произведены на ТС и какова их стоимость.

Это необходимо для того, чтобы в случае ДТП и последующего восстановительного ремонта страховая компания могла точно определить, за какие работы платить и сколько. Для этого мы требуем от наших страхователей предоставить при заключении договора страхования документы, подтверждающие перечень работ по тюнингу и их стоимость. Эти же сведения переносятся в договор страхования, что позволяет обеспечить качественную страховую защиту и отсутствие споров сторон при расчете стоимости восстановительного ремонта.

Страхование аэрографии. Тоже предоставляется в индивидуальном порядке. Задача та же - обеспечить эффективную защиту и отсутствие споров сторон при расчете стоимости восстановительного ремонта. Поскольку стоимость работ по нанесению аэрографического рисунка не имеет средних расценок, а имеет сугубо индивидуальные, зависящие от отдельно взятого `художника` расценки, то мы также требуем от клиента до заключения договора страхования предоставить документы, подтверждающие перечень выполненных работ и их стоимость.

Специфика: мы требуем разбивки стоимости работ по отдельным кузовным элементам, на которые нанесен рисунок. Точно так же устанавливается страховая сумма: сначала определяется отдельная страховая сумма в целом, которая, в свою очередь, разбивается на страховые суммы по отдельным элементам.

Если в ДТП поврежден один отдельно взятый кузовной элемент, страховая компания, закрепив страховую сумму за каждым отдельно взятым элементом, точно знает, сколько платить. Это повышает скорость урегулирования убытка и прозрачность самой страховой выплаты.

Тарификация страхования тюнинга и аэрографии отличается от тарификации страхования ТС. Это объяснимо: тюнинг и аэрография более склонны к сильным повреждениям (применительно к аэрографии вообще можно говорить только об уничтожении - повреждения там быть не может), а стоимость работ по их восстановлению выше, так как сами работы более трудоемкие. Вследствие этого тарифы на страхование тюнинга и аэрографии выше, чем на страхование ТС. Шкала тарифов начинается от 10% от стоимости этих работ.

`ЭВ`: В связи с происходящим сейчас кредитным бумом от 30% до 50% полисов каско продается через посредников. Есть ли в связи с этим какие-либо проблемы у вас и у ваших клиентов - страхователей?

А. Образцов: Каких-то особых проблем не возникает, в целом ситуация на этом рынке весьма динамичная, до трети всех новых клиентов попадает в страховые компании через посредников (банки, салоны, брокеров).

Д. Синишев: Если в качестве посредников выступает банк, то никаких проблем нет. Это солидные организации с хорошо выстроенной системой организации работы. Слияние банковского и страхового бизнеса (объединения каналов продаж) - общемировая тенденция, которая будет с годами только усиливаться, особенно по мере развития накопительного страхования жизни.

Взаимодействие с брокерами активно развивается в последние годы. Наибольшее взаимодействие страховщиков происходит с внутренними брокерами автосалонов.

Так называемые универсальные брокеры, осуществляющие продажи за счет своих агентских сетей и офисов продаж, имеют намного более скромные продажи. Уровень их профессионализма также ниже. Отсюда вытекает ряд проблем, связанный с ошибками при заключении договоров страхования, недостачей бланков строгой отчетности, в ряде случаев фиксировались случаи мошенничества по сговору с клиентами.

С сотрудничеству с такими брокерами Росгосстрах подходит более осторожно, внимательно изучая информацию о партнере. Исключение составляют крупные известные организации, для которых продажа полисов - попутный бизнес, связанный с их основным бизнесом: ассистанские компании, сервисные центры по установке противоугонного оборудования, агентства недвижимости.

Другие материалы рубрики
ТРАНСПОРТ/ЛОГИСТИКА
31.03.08Новости навигации
31.03.08Кто поможет российским портовикам
31.03.08`РЖД` развивает сеть на Северо-Западе
31.03.08Все финансовые продукты - в супермаркете
31.03.08Шаг вперед, два шага назад
Автокредиты в 2008 году имеют склонность то дорожать, то дешеветь
31.03.08Надежно защитить автомобиль - возможно
31.03.08Новости компаний
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru