В начале марта в Петербурге Альфа-Банк открыл специализированный офис для обслуживания состоятельных клиентов в формате `А-Клуб`. Сегодня в городе получить аналогичные услуги в ряде банков можно, но в усеченном виде. В ближайшее время финансовых `бутиков` станет больше. Развивать VIP-сервис планируют не только крупные кредитные организации, но и средние
Первопроходцы
В офисе Альфа-Банка клиентам предлагается широкий набор услуг по управлению частным капиталом, в том числе нетрадиционных. Например, для перевозки ценностей предоставляется инкассаторская машина. Можно открыть обычную карту, но при этом снятие наличных во всех банкоматах мира по ней происходит бесплатно.
Кредитование для элиты не практикуется. `У этих людей не возникает дилемма: выдергивать деньги из бизнеса или взять в долг. У них достаточно денег, чтобы обеспечить свои потребности`, - отметил вице-президент, руководитель блока `Розничный бизнес` Альфа-Банка Алексей Марей. Правда, по его словам, одна сделка по ипотеке с VIP-персоной состоялась.
К открытию офиса банк совместно с журналом Forbes подготовил выставку картин перспективных художников. Общая стоимость работ составила около 200 тыс. евро. По оценке экспертов, в будущем стоимость представленных работ возрастет. По мировому опыту, доход от вложений в произведения искусства в год может превышать 60%.
Проведение эксклюзивных выставок картин для клиентов и гостей `А-Клуба` становится традицией. Так, к открытию элитного отделения в Москве банк приурочил показ картин известной галереи Лари Гагосяна. Часть картин была продана. Но, как заметил А. Марей, банк - не магазин, а только место демонстрации произведений искусства.
Стоит отметить, что арт-банкинг за рубежом активно развивается. В РФ арт-банкинг имеется в Росбанке.
Конкурировать не с кем
В Москве Альфа-Банк имеет три элитных отделения. В Петербурге, по словам А. Марея, одним офисом тоже не ограничатся. Конкурировать в сфере обслуживания состоятельных клиентов Альфа-Банку в городе особенно пока не с кем. Ряд банков имеет в линейке часть VIP-услуг, но они предлагаются, как правило, не в специализированных офисах, а просто в выделенных помещениях обычных отделений.
В `Александровском` VIP-подразделения имеются в `Дворцовом` и `Центральном` отделениях. В остальных обслуживание элиты происходит на уровне заместителей руководителей отделений, которым это вменено в обязанность.
В МБСП, по словам вице-президента Сергея Шубаева, VIP-клиенты составляют основную часть базы. В специальной комнате они могут встречаться с персональными менеджерами для консультаций. Менеджеры занимаются оформлением документов. `Клиент избавлен от этой рутины`, - уточнил С. Шубаев.
Зоны обслуживания VIP-клиентов есть в петербургском филиале Абсолют Банка. Для них созданы комфортные условия: отдельное помещение, где можно посмотреть телевизор, почитать свежие газеты и выпить чашку кофе. `При оформлении ипотечного кредита, начиная от консультаций до выдачи, с заемщиком работает персональный менеджер, который доступен в любое время. В то время как обычных клиентов на всех этапах сделки обслуживают несколько человек`, - рассказал управляющий филиалом банка Виталий Демидов.
Признанным лидером в области приватных услуг является банк `Глобэкс`, однако его петербургский филиал такой сервис не предлагает. Руководитель Росбанка в одном из своих интервью сообщил, что данное направление является приоритетным и за счет VIP-клиентов привлекается до 50% депозитов.
Специальные подразделения для элитной публики имеют в городе банки с иностранным капиталом Райффайзенбанк и Ситибанк. В РФ скоро начнут работать с VIP-клиентами банки UBS и Credit Suisse. О своих планах в сфере VIP-обслуживания заявили банки HSBC и Morgan Stanley.
Конкурировать с акулами privat-bankinga будет не просто. Этот бизнес у крупных западных банков существует не десятки, а сотни лет. Но не так страшен черт, как его малюют.
По словам А. Марея, в банк обращаются состоятельные люди, которые ранее держали счета в `дочках` иностранных банков. Разница, безусловно, есть. `Мы никогда не сможем предложить набор услуг, как у них. Если есть желание вложить деньги в какие-либо фонды в Бразилии, то это не к нам. Мы не настолько профессиональны, чтобы это предложить. Зато мы хорошо знаем рынок РФ. Умеем работать с наличными. То есть с западными банками мы конкурируем в другой области`, - поделился А. Марей.
Планов - громадье
В том, что ниша приватного банкинга будет заполняться, не приходится сомневаться. Уже этим летом в Петербурге обещает представить программу по обслуживанию VIP-клиентов банк `Кит Финанс`. Как сообщили в филиале Русь-Банка, после переезда офиса в другое помещение на ул. Марата, предполагается создать VIP-зону. Уже сегодня банк занимается подбором кадров для работы с состоятельной клиентурой.
Банк `Александровский` собирается открыть специальное подразделение в составе финансового блока, а также расширить линейку услуг. Добавятся, например, смешанные типы депозитов (депозит и доверительное управление), индексированные продукты и др. В МБСП в начале года начали эмитировать карты премиум-класса - visa-platinum. В ближайшее время в рамках программы `банк-клиент` появится возможность управлять счетом через Интернет.
В ГИПе, по словам заместителя председателя правления Игоря Жигунова, обсуждается вопрос создания специального подразделения для VIP-клиентов.
Не более чем калька
Примечательно, что сами банкиры довольно скептически относятся к русскому варианту приватных услуг. Так, в Русь-Банке считают, что в большинстве случаев они сводятся к открытию срочных депозитов на крупные суммы, хотя существует явный дефицит в области доверительного управления. `По большому счету сегмент VIP-обслуживания стабилен, а заявления банков о каких-то новшествах здесь не более чем маркетинговый ход`, - признался С. Шубаев.
По словам руководителя Северо-Западного филиала компании `Атон` Дмитрия Полетаева, даже услуга Ситиголд, которую предлагает Ситибанк, - не более чем хорошая калька западного privat-bankinga
(С. Шубаев работал ранее в Ситибанке).
Причины, которые сдерживают развитие полноценного privat-bankinga в РФ, по мнению И. Жигунова, следующие: во-первых, несформировавшийся спрос, а во-вторых - нежелание банков вводить `бутиковый` продукт, так как они привыкли работать традиционно, по принципу конвейера.
|