За рубежом творчество Клоуза хорошо известно. Его называют классиком американского искусства ХХ века и одним из самых влиятельных художников мира (имея в виду влияние не только на любителей изящных искусств, но на современный художественный процесс в целом). В России о нем тоже знают - но лишь те, кто видел его работы в оригинале, могут ощутить силу их эмоционального, интеллектуального и даже энергетического воздействия.
Игра начинается сразу. Еще до того, как зритель вступает на территорию художника. `Чак Клоуз: семь портретов` - так называется эрмитажная выставка, однако представлено на ней восемь работ. Одна из них (автопортрет Клоуза) выткана на станке Жаккарда. Семь существуют на стыке фотографии и живописи. Из года в год художник вновь и вновь фотографирует свое лицо и лица близких, а затем пишет по этим снимкам большие холсты. Накладывая на изображение новые и новые геометрические решетки. Превращая картину в странную мозаику. Если подойти слишком близко, она разбегается рябью по воде. Лишь пронзительный взгляд персонажа пробивается сквозь помехи. Сделаешь шаг назад - черты лица собираются в единое целое. Но это целое так и не обретает четкости, что-то в нем как будто ускользает от взгляда...
Современное искусство склонно к рационализму. Художники чаще пытаются заинтриговать зрителя концепцией, а не образом. И Чаку Клоузу игра смыслов не чужда. Его работы можно разгадывать, как шарады. Но это не лишает их чувственного наполнения. Есть тут какая-то магия: этим картинам можно просто подставлять лицо, как ветру.
|